Об основных проблемах, сдерживающих развитие предпринимательства, рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области Евгений Лыкин на совещании в администрации региона 27 марта.
Уголовное преследование
На личный прием к уполномоченному в 2022 году обратились 1623 субъекта, в 2021 году – 1606. Письменных обращений поступило 167, в 2021 году – 142.
Анализ обращений предпринимателей по итогам минувшего года показывает следующую тенденцию: растет количество жалоб по вопросам уголовного преследования и налогового контроля при этом наблюдается снижение количества обращений по вопросам контрольнонадзорной деятельности и привлечения к административной ответственности. По мнению уполномоченного, тут свою роль сыграла активная позиция прокуратуры по исключению давления на бизнес со стороны контрольных органов и надзор за соблюдением моратория на проведение проверок.
Серьезной проблемой становится уголовное преследование предпринимателей. Количество уголовных дел в отношении бизнесменов находится на довольно высоком уровне: по данным прокуратуры, в 2022 году возбуждено 86 уголовных дел, в 2021 – 121.
– Происходит перевод гражданскоправовых споров в уголовноправовую сферу. Одна из сторон конфликта обращается в правоохранительные органы с целью оказания давления на контрагента. Это делается как до начала разбирательства в арбитражном суде, так и в случаях проигрыша в суде. Сам факт возбуждения уголовного дела в любом случае оказывает негативное влияние на ведение предпринимательской деятельности, подрывает деловую репутацию, приводит к другим отрицательным последствиям, – говорит Евгений Лыкин.
По словам уполномоченного, рост количества возбуждаемых уголовных дел, а также случаев избрания в отношении предпринимателей заключения под стражу и домашнего ареста наблюдается с 2020 года. Значительная часть дел расследуется до сих пор. Существует практика возвращения уголовных дел судом. При этом после возвращения дел следствие пытается переквалифицировать содеянное и прекратить уголовное дело по основаниям, не реабилитирующим предпринимателей, без согласия обвиняемых. Все это негативно влияет на условия ведения бизнеса в регионе.
Кроме того, существует практика возбуждения уголовных дел в процессе исполнения государственных (муниципальных) контрактов, когда отсутствуют какиелибо претензии со стороны заказчика. В таких случаях возбуждение уголовного дела не только сказывается на репутации конкретной компанииисполнителя, но и затрудняет завершение работ по контракту. Если главе компании избирают меру пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, исполнение контракта становится фактически невозможным. Расторжение и перезаключение контрактов ведет к потере времени и значительному удорожанию работ. И соответственно, к дополнительным, часто многомиллионным затратам бюджетов различных уровней.
Среди негативных тенденций уполномоченный отметил также возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям до вынесения решения налогового органа о привлечении к ответственности, а также привлечение предпринимателей к уголовной ответственности по статье «Мошенничество» по факту возмещения НДС.
Налоговый контроль
Немало проблем, тормозящих развитие бизнеса, связаны с налоговым контролем и налогообложением. Налоговые органы, по словам уполномоченного, используют расширительный подход, когда вменяют предпринимателям факты «не проявления должной осмотрительности» или схем «дробления бизнеса», следствием этого становятся многомиллионные доначисления налогов.
– Правоприменение в большинстве случаев строится на оценочных категориях, имеет место обвинительный уклон. Налоговики, делая доначисление налогов за последние три года, обосновывают свои выводы, ссылаясь на сделки и события, например, 2012 года. То есть фактически предпроверочный период никак не ограничивается. Данные обстоятельства повышают риск возбуждения многочисленных уголовных дел по налоговым преступлениям, – поясняет Евгений Лыкин.
По мнению уполномоченного, устарели и не отвечают современным реалиям критерии отнесения предпринимателей к МСП и размеры доходов для применения УСН и патентной системы.
Например, значительная часть компаний, оказывающих услуги с привлечением работников (охранные, клининговые и т.п.), сталкиваются с проблемой высокой налоговой нагрузки изза того, что не могут применять упрощенную систему налогообложения и вынуждены переходить на общую систему налогообложения. В этом случае предприниматели обязаны уплачивать НДС, что ведет к убыточности их деятельности. В результате, чтобы сохранить бизнес, предприниматели пытаются различными способами оптимизировать свою деятельность. Однако налоговики рассматривают это как схемы «дробления бизнеса».
Еще одна назревшая проблема многочисленные требования налоговой инспекции предоставления различных документов, исполнение которых фактически парализует деятельность малого бизнеса.
Подготовила Людмила Владимирова