Директор «Орловского муниципального драматического театра «Русский стиль» им. М.М. Бахтина» Алексей Хапков, за плечами которого 20 лет служения «Русскому стилю», рассказал корреспонденту «Орловской городской газеты» о том, что значит – связать свою жизнь с театром.
История любви
– Я жил в городе Людиново Калужской области, работал на станке на агрегатном заводе, играл в любительском народном театре «Ералаш» еще со школы и ничего не собирался менять, – рассказывает Алексей Хапков. – Однако, в 1997 году моя будущая супруга уехала поступать в Орловский областной колледж культуры и искусств, директором которого она сейчас является, и я решил, что должен ехать вслед за ней. Я поступил в Орловский государственный институт культуры и искусств на режиссерский курс к Валерию Ивановичу Симоненко и Елене Валентиновне Рахманиной, по окончании института пришел работать в театр. Нашему с супругой сыну в марте этого года исполнилось 16 лет, и в этом театре он с младенчества – сначала ждал нас в гримерке, лежа в коляске, после сам начал выходить на сцену. Младшая дочь тоже выросла в театре.
«Работой» Алексей Станиславович театр не называет, полагая, что эти слова просто не могут сочетаться.
– Я пришел в «Русский стиль» в 2003 году, директором стал в 2016м. За эти годы был и дворником, и плотником, и художником по свету, и актером, и заведующим постановочной частью – продолжает он. – У нашего театра есть своя специфика, и отчасти она заключается в том, что человек не может быть, например, только артистом или только звукорежиссером. Все очень тесно переплетено, каждому из нас необходимо уметь все. Это невозможно считать работой, работа была у станка. Театру же можно только служить, и делать это наполовину не получится.
Театр и люди
Себя Алексей Хапков называет директором строгим. И поясняет, что некоторая строгость, а подчас и жесткость является своего рода профессиональной компетенцией, без которой театр как единый слаженный организм просто не смог бы существовать.
– Художественный руководитель, Валерий Иванович Симоненко, говорит, что театр создается годами, но может быть разрушен буквально за несколько недель, – рассказывает он. – 90% труппы – это ученики Валерия Ивановича, мы всегда были равны, и вдруг – я директор! Тут нужно пояснить: театр – это второй дом, это коллектив, но мы единодушны во мнении, что это не семья. Это другой уровень отношений. То, что допустимо в семье, недопустимо в коллективе. Гдето мы пришли к пониманию через субординацию, гдето через элементарный здравый смысл и логику. В любом случае, сейчас у нас выработан отличный, на мой взгляд, баланс: все знают, что я как директор принимаю решения, руководствуясь исключительно общим благом театра, а не приятельскими или дружескими отношениями, но это никоим образом не мешает нам всем вместе устанавливать декорации или, например, белить деревья рядом с театром.
На вопрос о том, бывает ли ему сложно работать со своим учителем, Алексей Станиславович отвечает как будто даже с удивлением:
– Совершенно нет! Валерий Иванович для всех нас непререкаемый авторитет, он буквально создавал этот театр с нуля, и он же научил нас тому, как важно друг другу не мешать. Так, немыслимо представить, чтобы я пришел к нему на репетицию и начал раздавать советы, а ему не придет в голову давать мне рекомендации о том, как организовать маркетинг. Это одна из составляющих «Русского стиля», то, что делает театр именно таким – каждый из нас превосходно знает свое дело и каждый при этом глубоко погружен в жизнь театра, знаком со многими тонкостями и не чурается «не своих обязанностей».
Камерная сцена
Алексей Хапков знает, что «Русский стиль» многими зрителями воспринимается как некий камерный закрытый клуб, в который они приходят не только для того, чтобы посмотреть спектакль, но и пообщаться в непринужденной обстановке.
– Именно поэтому я уверен, что нам не нужен большой зал, – делится он. – Наши зрители очень разные: ктото по семь раз ходит на один и тот же спектакль, потому что он запал в душу, другие выбирают нас потому, что буквально с порога мы проявляем к ним живой и искренний интерес. Большой плюс нашего маленького зала в том, что между зрителем и актерами нет расстояния, мы все находимся в одном пространстве. Это не дает нам возможности даже минимально халтурить, а зрителю не оставляет шанса воспринять увиденное поверхностно. Мы недаром сравниваем спектакли с прямыми эфирами – конечно, какието курьезы у живых людей возможны, но это редкость. Мы изначально настроены на то, чтобы все прошло гладко и на одном дыхании.
Мечты и планы
Свои пожелания и планы Алексей Хапков формулирует емко и лаконично:
– Театр – это своего рода альтернативная реальность, у нас даже выходной в понедельник, когда все выходят на работу, – улыбается он. – За годы я научился видеть людей театра, тех, кому будет здесь хорошо, тех, кто сможет стать частью театра. За эти новогодние праздники, с 14 декабря по 9 января, мы давали по 9 представлений в день, порадовали больше 3000 детей, уделили внимание каждому. Это колоссальный объем, и мы оказались на него способны! К нам замечательно относится администрация города, нам всегда помогают, и я за это искренне признателен. Конечно, не все мои мысли связаны с театром. Как любой нормальный человек, я хочу, чтобы были здоровы и счастливы мои близкие, чтобы все хорошо сложилось у детей. Но не в меньшей степени я мечтаю о том, чтобы наш маленький театр с большим сердцем процветал и дальше наполнял наших зрителей самыми теплыми эмоциями и любовью к жизни!
Анастасия Извекова