Нехватка кадров для осуществления пассажирских перевозок, ветхий подвижной состав, несвоевременное и неполное возмещение расходов на перевозку льготников – об этих проблемах муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия № 1 рассказал его директор Виктор Павлюк 11 октября на еженедельном рабочем совещании в администрации Орла, где рассматривался вопрос о работе предприятия.
Экономика оживилась, но…
По информации директора предприятия, по контрактам на осуществление регулярных перевозок по регули-
руемым тарифам ПАТП-1 обслуживает
12 маршрутов (83 графика) и дополнительно осуществляет перевозку пассажиров по 11 сезонным дачным маршрутам (11 графиков).
Для выполнения своих обязательств предприятие заключило договоры аренды транспортных средств с экипажами для обслуживания 45 графиков. В настоящее время ведется работа по привлечению частных перевозчиков для заключения договоров аренды автобусов для обслуживания еще 16 графиков на маршрутах № 1, № 2, № 5. Но большая часть этих графиков будет обеспечена только после 23 октября, когда завершится дачный сезон и освободятся автобусы, обслуживающие дачников.
Сегодня автопарк нуждается и в существенном обновлении. Ежедневно по причине неисправности на приколе остаются около трех десятков машин. В сентябре, например, ежедневный выпуск автобусов на линию по регулярным городским маршрутам составил 57 единиц: из них 17 автобусов МУ ПАТП-1 и 40 автобусов частных перевозчиков.
Такое бедственное положение сложилось отнюдь не сейчас. Наоборот, за последнее время экономика балансировавшего на грани банкротства предприятия даже заметно оживилась. По итогам восьми месяцев текущего года доходы ПАТП составили 47,9 млн рублей. По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года удалось сократить убыток на 15,3 млн рублей. Тем не менее расходы превысили доходы на 18,1 млн рублей. Кредиторская задолженность только по взносам перед Пенсионным фондом РФ составляет 13,5 млн руб.
С каждым годом увеличиваются затраты на ГСМ, запасные части. Только в течение текущего года стоимость сжиженного газа возросла с 17 рублей за литр до 18, дизельного топлива – с 32,3 рубля до 34,5. Как в таких условиях свести концы с концами?
Проездные с минусом
Горожане привыкли пользоваться проездными билетами, это удобно, а вот перевозчики принимают их с трудом. И не без основания. По словам Виктора Павлюка, объем средств, направленных из областного бюджета за перевозку пассажиров по Единому социальному проездному билету (ЕСПБ) муниципальному унитарному пассажирскому автотранспортному предприятию № 1 (МУ ПАТП), составляет значительно меньшую сумму, чем та, на которую предприятие имеет право за фактически выполненную работу. Разница в объемах возмещения за несколько лет (с 1 июля 2014-го – момента внедрения системы по подсчету количества поездок) привела к убытку предприятия в размере 5,1 млн.
В бюджете города Орла предусмотрено 277,9 тыс. рублей ежемесячно на всех перевозчиков, что на 45,17% меньше, чем в 2015 году. При этом, отмечает Виктор Павлюк, количество перевозимых льготников (студентов, учащихся) по городским проездным билетам с начала года увеличилось более чем в два раза (к примеру, в январе автобусами МУ ПАТП перевезено 16,6 тыс. чел. по проездным билетам для пенсионеров и учащихся, в феврале – 10,2 тыс. чел., в марте – 14,5 тыс. чел., а в сентябре – уже 23,6 тыс. чел.).
Кстати, это проблема не только муниципального предприятия, о ней все настойчивее говорят и коммерческие перевозчики. А ведь, когда организаторы Единого проездного агитировали за его внедрение, твердо заверяли, что в выигрыше окажутся как пассажиры, так и перевозчики, которые своевременно и в полном объеме получат средства за проезд пассажиров.
– Выравнивание получаемых объемов возмещения расходов на перевозку льготников до фактически понесенных расходов могло бы существенно сократить убытки предприятия, – считает Виктор Павлюк.
Есть еще выход
И это не единственный резерв. Как проинформировал директор ПАТП-1, для выхода предприятия из сложного финансового положения уже проведен ряд мер по оптимизации расходов. Так, за счет установки современных светодиодных светильников затраты предприятия на электроэнергию снижены на 20%. Повышение стоимости стоянки ТС на территории ПАТП позволило увеличить ежемесячную выручку на 48 тысяч рублей. В результате оптимизации численности персонала фонд оплаты труда за восемь месяцев текущего года снизился на 11,5 млн рублей.
– Но и с учетом оптимизации, – отмечает Виктор Павлюк, – для нормальной работы нам ежемесячно не хватает 1,8 млн рублей.
Чтобы выровнять ситуацию, директор ПАТП-1 предлагает также лимитировать в общегражданском проездном билете число возможных поездок в месяц, чтобы было удобно и выгодно как пассажиру, так и перевозчику (в августе 2016 года было продано 374 проездных билета и стоимость одной поездки составила 10,47 рубля без учета процента вознаграждения АО РИЦ).
В планах руководства ПАТП-1 и обновление подвижного состава с приобретением автобусов, работающих на газомоторном топливе по действующим программам Правительства Российской Федерации с софинансированием муниципалитета, субъекта Федерации, федерального бюджета; модернизация и техническое перевооружение системы теплоснабжения предприятия по отдельной инвестиционной программе, что позволит снизить затраты на содержание; организация на базе ПАТП-1 стоянки в ночное время суток для частных автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки.
По расчетам специалистов ПАТП-1, стоянка на 150 автобусов позволит получать дополнительную прибыль в размере более 4 млн рублей в год. В настоящее время вся необходимая документация для включения объекта в реестр стоянок подготовлена, после чего можно будет заключать до-
говоры с перевозчиками.
Глава администрации Орла Андрей Усиков тоже подключился к решению проблем муниципального перевозчика, поручив финансовому управлению подготовить в областное правительство информационное письмо о сложившейся ситуации с недостаточным возмещением ПАТП-1 из областного бюджета расходов за перевозку пассажиров по Единому социальному проездному билету.
А Виктор Павлюк заверил главу администрации, что до
25 октября все регулярные городские автобусные маршруты, которые в настоящее не обслуживаются из-за отсутствия автобусов с водителями, будут обеспечены подвижным составом.
Борис МУТАФ