В Орле начинаются традиционные дни Бунина
Они, помимо обзорных и тематических экскурсий, будут ознаменованы и несколькими крупными мероприятиями. Первое состоится уже 22 октября, в день рождения писателя. В 11 часов сотрудники музея и актеры театра «Русский стиль» расскажут и покажут историю непростой жизни и любви Ивана Бунина. Последнее же событие запланировано на 10 декабря – день рождения музея, который в этом году отметит 25-летие. Его создавала и все эти годы хранит Инна Анатольевна Костомарова.
Счастливый случай
Будь она тщеславной, давно бы не только диссертацию защитила, но и написала историю своих личных «мытарств», связанных с созданием и сохранением дома Бунина, творчеством и биографией которого увлечена и профессионально занимается уже полвека – с первых месяцев службы в Государственном литературном музее И. С. Тургенева. Любопытное получилось бы чтение.
– Я пришла сюда в 1965 году практически с улицы, – вспоминает Инна Анатоль-
евна. – Окончила к тому времени филологический факультет пединститута, по направлению отработала на Камчатке. В орловских школах вакансий не было, и я на всякий случай заглянула в музей Тургенева.
Случай оказался счастливым, а встреча с тогдашним директором музея Леонидом Николаевичем Афониным, которого Костомарова считает своим крестным отцом в профессии, поистине судьбоносной. Афонин разглядел в худенькой, похожей на старшеклассницу девушке, не только хорошего экскурсовода, но и будущего научного сотрудника. Это стало понятно, когда он предложил ей на выбор восстановление обстановки музея в Спасском или взять на себя первичную обработку содержимого двух мешков, полных выцветших документов из поступившего архива Бунина. И она, цепенея от собственной смелости, попросила оба дела сразу.
Предчувствие чуда
Какое дивное было время! Страна тогда по праву считалась самой читающей в мире, люди стояли в очередях за книгами, в литературных музеях почти круглый год царило настоящее паломничество, в Орел приезжали из дальних мест, оставляли восторженные отзывы. Инна очень любила выезды в усадьбу Тургенева, но и в радостном нетерпении садилась за разбор документов, ожидая чуда, которое обещал сложный мир бунинских размышлений и тревог, его отношений с людьми, неизвестных поэтических строк. Стали появляться книги с написанными в эмиграции произведениями нобелевского лауреата, воспоминания о нем, литературные и научные изыскания – и каждая новинка пополняла коллекцию материалов. Параллельно шла активная переписка с российскими и зарубеж-
ными адресатами, которые могли бы помочь информацией или пополнить коллекцию.
Когда в 1957 году открылся Музей писателей-орловцев, который позднее возглавляла Костомарова, фонды Бунина в основном за счет дарений стали разрастаться как снежный ком. Через несколько лет Инна Анатольевна затеяла рискованное дело, вызвавшее большие сомнения у коллег, – стала искать здание для отдельного музея Бунина. Но она интуитивно чувствовала, даже была уверена, что ее давняя мечта осуществится и случится чудо – у Бунина наконец-то появится свой дом.
Вся молодость –скитанья
– Проблема состояла в том, – рассказывает Инна Анатольевна, – что приехавший в Орел 19-летний Бунин жил в большой бедности и потому мог позволить себе только самое дешевое жилье. Как газетный репортер он получал всего две копейки за строчку, поэтому брался за любую работу – был корректором, библиотекарем, статистиком. При этом писал стихи, самостоятельно изучил английский язык, переводил поэму Лонгфелло «Песнь о Гайавате» и много-много бродил в одиночестве по городу и его окрестностям. Это в Орле написаны горькие строки «Вся молодость моя – скитанья/Да радость одиноких дум». Я знала не менее семи адресов, которые Бунин сменил за три года жизни в нашем городе, но ни по одному из них строение не сохранилось.
В поисках дома
Спасибо, выход из положения подсказал чиновник из Министерства культуры: он посоветовал искать хоть сколько-нибудь сохранившийся особняк дореволюционной постройки. И Костомарова нашла такой. Архивные документы подтвердили ее интуицию: Бунин ходил по этой улице, сменив поблизости три адреса проживания. Так что дом на углу Георгиевского переулка помнит Ивана Алексеевича.
Как раз незадолго до начала поисков из здания по причине взрыва котельной съехала молочная кухня, до которой здесь по очереди «квартировали» разные советские учреждения. Но, несмотря на то, что объект был «убит» и не эксплуатировался, Костомаровой пришлось довольно долго обивать высокие пороги. Мало кто верил, что эта хрупкая, деликатная женщина сможет пробиться к начальникам и, более того, будет услышана ими. Но она добилась своего, и в 1991 году в этом доме был открыт Музей Бунина.
Окно в Париж
Инна Анатольевна ведет по музею, рассказывает и показывает, останавливаясь буквально у каждого экспоната – здесь все имеет свою личную историю. Богатейшая коллекция фотографий членов семьи Бунина, его учителей в творчестве, друзей-писателей, а также женщин, которых он любил в разные периоды жизни, признаваясь, что без чувства влюбленности не мог творить.
Музей знаменит на весь мир тем, что здесь самая большая коллекция подлинных документов и вещей Бунина, но жемчужиной, конечно же, является мемориальная экспозиция «Парижский кабинет Бунина», мебель из которого подарила музею Наталья Кодрянская, многолетний друг семьи. Здесь все подлинное: письменный стол Ивана Алексеевича со следами от горячего подстаканника, его кресло, столик с пишущей машинкой, на которой печатала рукописи своего мужа Вера Николаевна, тахта с покрывалом, икона в изголовье. Даже «вид» из окна на Париж такой, каким любовался в последние дни своей жизни Бунин. Все воссоздано с любовью, тщанием и почтением к памяти писателя.
А завершилась экскурсия в «нобелевском» зале музея, стильно оформленном фотографиями и документами, посвященными вручению первому русскому писателю Нобелевской премии по литературе.
Случилось это 10 декабря 1933 года, и дата спустя десятилетия счастливо совпала с днем рождения Музея Бунина.
– Приходите к нам во все эти дни, приходите на юбилей, – приглашает Инна Анатольевна, – и вы на себе почувствуете магию дома и его хозяина, благодатную энергию, идущую от его стихов и прозы.
Костомарова признается: не раз случалось, что она физически ощущала присутствие Бунина в стенах музея. Чувствовала его, как свет, который очищает и согревает.
Тот самый «свет незакатный»…
Валентина Новошинская