Орловский филиал ПАО «Ростелеком» ответил орловским журналистам на самые актуальные вопросы о реализации в Орле энергосервисного проекта. О задачах, этапах работ, трудностях и перспективах проекта рассказал заместитель директора Орловского филиала Виталий Андрюшин.
В декабре 2015 года ПАО «Ростелеком» заключило с МКУ «УКХ г. Орла» энергосервисный контракт по энергосбережению и повышению энергоэффективности использования электрической энергии комплексом электроустановок наружного освещения, расположенных на территории города Орла.
– Виталий Валентинович, почему «Ростелеком» – телекоммуникационная компания – решила принять участие в столь непрофильном для себя проекте?
– В условиях растущих цен на электрическую энергию (мощность) и постоянным дефицитом бюджетных средств вопросы энергосбережения выходят на первый план, ведь по факту это и снижение потребления энергоресурсов, и развитие городской инфраструктуры, и повышение качества жизни граждан. Как таковой, энергосервис и построение в его рамках «умных» систем управления городской инфраструктуры – новый, быстрорастущий сегмент рынка, и ПАО «Ростелеком» как высокотехнологичная компания-лидер не останавливается на предоставлении только классических, можно даже сказать традиционных сервисов (Телефония, Интернет и Интерактивное
ТВ), а развивает новые направления бизнеса, в том числе и в области энергосбережения.
Столь масштабный проект, реализуемый впервые в городе, где ПАО «Ростелеком» имеет разветвленную телекоммуникационную структуру, реально может быть выполнен только силами компании, обладающей необходимыми ресурсами и компетенциями, каковой как раз и является «Ростелеком». Ведь миллионные инвестиции, вложенные нами сейчас, будут возвращаться в течение пяти лет при условии достижения заложенного в контракте показателя экономии электроэнергии – 73 %. И это на самом деле большой риск…
– Какова суть проекта? На сегодняшний день очень противоречивая информация поступает из разных
источников, в том числе из СМИ.
– Если быть точным, то предметом контракта является осуществление исполнителем (ПАО «Ростелеком») действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) энергетического ресурса на объекте энергосервиса, которые оплачиваются заказчиком (УКХ г. Орла) исходя из размера экономии энергетического ресурса, возникающей в результате осуществления энергосервисных мероприятий.
Говоря простым языком, осуществляется замена старых светильников внешнего освещения на новые энергосберегающие на существующей инфраструктуре с заменой шкафов управления и развертыванием автоматизированной системы управления наружным освещением (АСУНО). Это очень важно отметить: на существующей инфраструктуре.
Необходимо понимать, что при реализации энергосервисных мероприятий мы не занимаемся полномасш-
табной модернизацией сети освещения г. Орла, не производим ремонт существующих опор, не строим новые там, где они отсутствуют либо расположены в нарушение нормативной документации. Но сами энергосервисные мероприятия должны быть выполнены согласно требованиям действующего законодательства РФ, строительных норм и правил РФ (СНиП), государственных стандартов РФ (ГОСТ) и руководящих документов (РД) отрасли.
И самый важный момент, да и основная цель реализации энергосервисного контракта – это получение экономии как в текущем периоде, так и в последующих периодах, в том числе за сроками действия контракта.
Фактически если кратко в цифрах, то мы осуществляем замену 11 607 светильников, 154 шкафов управления и разворачиваем автоматизированную систему управления наружным освещением (АСУНО). То есть, появится возможность автоматического регулирования режимов включения и отключения в зависимости от длительности светового дня с формированием графика активности. Возможно будет в автоматическом режиме отслеживать изменения нагрузки на участках электросетей, а также осуществлять контроль работоспособности силового оборудования.
– То есть диспетчеры могут в режиме on-line, без заявки граждан увидеть негорящий фонарь?
– Не совсем так. Чтобы идентифицировать неисправный элемент сети освещения, нужно каждый светильник оснастить специальным датчиком. У нас такое возможно в перспективе. Но АСУНО позволяет аналитическим методом определить каскад, на котором возможны нарушения в работе элементов освещения, либо силовых цепей электропитания, а также формировать определенный набор статистических данных по нарушениям в сети освещения.
– Прежде чем приступить к реализации проекта, были ли предприняты меры по энергоаудиту? Или на основании теоретических данных, подкрепленных старой архивной информацией, был разработан проект энергосбережения?
– Обязательно! На первом этапе было проведено энергетическое обследование существующей системы наружного освещения города Орла. Обследование проводилось специализированной компанией, допущенной в установленном порядке к выполнению такого вида работ. Проведение обследования (энергоаудит) было необходимо для определения объемов работ. Проще говоря, нужно было понять, сколько светильников и какой мощности нужно заменить, а также понять, на каких улицах, в переулках и скверах существующая система не соответствует требованиям государственных стандартов (расположение опор освещения, их высота, наличие/отсутствие светильников). В рамках данных мероприятий мы, в том числе, уже выявили ряд светильников, которые имели присоединение к городской сети освещения, но освещали частные территории. Проще говоря, выявили незаконные подключения к электрическим сетям, что уже само по себе означает формирование экономии энергетических ресурсов. По итогам проведенных мероприятий по энергоаудиту был разработан энергопаспорт системы наружного освещения Орла, который зарегистрирован в Гильдии энергоаудиторов в г. Москве.
После того, как были получены необходимые данные, совместно со специалистами-проектировщиками и специалистами заказчика были обследованы более 500 улиц города Орла и определены категории автодорог, исходя из определенных параметров (ширина, расположение опор, дорожное покрытие и др.). На основании данных обследования и категорирования разработан проект модернизации системы наружного освещения, в котором указано применяемое оборудование с учетом необходимой мощности, расположением на существующих опорах, необходимых и планируемых к достижению показателей яркости и освещенности дорожного покрытия.
Следует отметить, что для разных классов и категорий автодорог устанавливаются различные нормативные параметры яркости/освещенности автодорог. Так, например, на центральных улицах города, по которым осуществляется движение общественного транспорта, должно достигаться значение средней яркости дорожного покрытия 0,8-1 кд/м, а для внутриквартальных дорог нормируется средняя освещенность дорожного покрытия (не менее 10 люкс).
После проведения данных работ были сформированы и утверждены у заказчика (УКХ г. Орла) два документа: энергопаспорт города и документ, определяющий категорийность дорог. Важно учесть, что в Орле только 40% дорог имеют категорию, остальные 60% – некатегорийные. На основании этих документов разрабатывался энергосервисный проект, который, в свою очередь, был утвержден заказчиком, и сегодня все производимые работы осуществляются в строгом соответствии с утвержденным проектом.
– Но мнения населения здесь очень разные: от «отлично» до «ничего не видно» – это о так называемой «зебре» на дорогах.
– Чересполосица – результат, того, что работы по модернизации ведутся на существующей инфраструктуре. Там, где опоры линий электропередач расположены согласно ГОСТу (расстояние друг от друга, расстояние от проезжей части, высота опоры и т. д.), нет «зебры», освещенность ровная, так как световой поток пересекается и не позволяет образовываться темным пятнам. Там, где опоры стоят на расстоянии до 120 метров друг от друга и 6 метров от проезжей части, естественно будут возникать темные пятна, и замена светильников на более мощные не спасет, так как диаметр рассеивания светильников – 25 метров. Чтобы убрать чересполосицу, нужно: либо установить дополнительные опоры, либо поднять существующие на высоту, равную 1/5 расстояния между столбами, т. е. привести в соответствие с нормативными документами. Но это, еще
раз повторюсь, не входит в периметр энергосервисных мероприятий по контракту.
– Есть мнение, что подрядчик не хочет устранять замечания со стороны властей и не прислушивается к мнению жителей. Так ли это?
– Не могу согласиться с данным мнением. Все сформированные замечания со стороны заказчика рассматриваются в обязательном порядке. Также нужно понимать, что проект масштабный и его реализация сразу бросается в глаза жителям города. Восприятие света – процесс сугубо субъективный, который, с одной стороны, зависит от индивидуальных особенностей зрительной системы человека, с другой, – от условий окружающей среды. Например, в дождливую погоду освещенность на мокром асфальте кажется ниже, чем она есть на самом деле. Усугублять ситуацию может также отсутствие разметки, что в целом затрудняет восприятие дорожной ситуации. Есть простой обывательский тест на освещенность: если получается прочитать газету, находясь на улице, значит освещенность составляет не менее 10 лк. Хотя, конечно, лучше доверить оценку освещенности специальной лаборатории.
Кроме того, мы меняем устаревшие лампы ДНАТ и ДРЛ с желтым спектром свечения на современные светодиодные светильники с более холодной белой температурой свечения, менее привычной для нас. Зрительно светильники воспринимаются совершенно иначе.
По характеру обращения делятся на две группы: по негорящим светильникам и по уровню освещенности. Бдительность граждан позволяет нам оперативно выявлять места, где уже установленные светильники не работают, и устранить проблемы с подключением, питающей сетью или заменить светильник. Кроме того, есть возможность уделить особое внимание тем местам, где освещенность вызывает вопросы у жителей города, и провести замеры освещенности для дополнительного контроля качества работы подрядных организаций по проекту в текущем периоде. В дальнейшем мы продолжим активное сотрудничество с жителями города в данном направлении.
Хочу еще раз акцентировать внимание на факте существования четких обязательств исполнителя в рамках энергосервисного контракта. Все энергосервисные мероприятия регламентированы техническим заданием и должны быть выполнены согласно требованиям действующего законодательства РФ, строительных норм и правил РФ (СНиП), государственных стандартов РФ (ГОСТ) и руководящих документов (РД) отрасли. Мало того, согласно нормативам, недопустим как недосвет, так и пересвет, говоря на сленге профессионалов.
– Есть какие-либо гарантийные обязательства у «Рос-телекома» по контракту?
– На все виды работ, произведенных в рамках энергосервисных мероприятий, предусмотрен расширенный срок гарантии – 7 лет с момента завершения работ.
– А какова экономия энергетического ресурса по проекту?
– Размер экономии энергетического ресурса, который мы должны обеспечить за весь срок действия контракта, составляет более 31,75 млн кВт*ч, или более 6,3 млн кВт*ч в год, что соответствует 73-процентной экономии. Таким образом, город в течение 5 лет сэкономит порядка 180 млн руб., не потратит ни одной лишней копейки с учетом ежегодного роста цен на электроэнергию в размере 5-7%, получит возможность тратить на собственные нужды 5% от всего объема экономии и получит соответствующую нормативным требованиям современную сеть освещения. После окончания срока действия конт-
ракта вся экономия будет оставаться в распоряжении муниципального бюджета (а это более 42 млн руб. в год в ценах 2021 г.) и расходоваться на решение иных важных вопросов местного значения.
– И еще один вопрос в завершении. Сколько заплатил муниципалитет «Ростелекому» за реализацию энергосервисного проекта?
– Нисколько. «Ростелеком» реализует данный проект за счет собственных средств, инвестируя миллионы в развитие инфраструктуры города. Ни заказчик – управление коммунальным хозяйством города Орла, ни муниципалитет не тратят на сегодняшний день ни одной копейки на реализацию данного проекта. Как я уже сказал вначале, инвестиции, вложенные нами сейчас, будут возвращаться в течение 5 лет при условии достижения заложенного в контракте показателя экономии электроэнергии – 73%. И это на самом деле большой риск. При этом нам возвращается 95% экономии, 5% остается в бюджете муниципалитета. А по истечении 5 лет все 100% экономии по данной статье расходов будут консолидироваться в муниципальном бюджете.
Делать какие-либо выводы, пока проект в стадии реализации, невозможно да и нецелесообрано. Но уже сейчас видно, что снижение энергоемкости города позволит высвободить в муниципальном бюджете средства на реализацию социально значимых проектов.