Что такое эндеминг и брендинг города…
…и насколько это актуально для Орла
Задуматься над этим горожан, пришедших в школу урбанистики главного архитектора региона Ваагна Вермишяна, побудила встреча с именитым московским архитектором Ашотом Аветисяном.
Он рассказал орловцам, пришедшим на лекцию, о понятии «эндеминг», определив его как выявление и донесение до широкой общественности идентичности и уникальности места. Без этапа осознания особенностей территории невозможно перейти к осмыслению «точек роста», формирующих устойчивое позитивное узнавание места и, как следствие, усиление его притягательности и для тех, кто там проживает, и для туристов.
В качестве примера Ашот Аветисян привел свою работу по исследованию особенностей Абхазии, присущих только этой стране. Глубокое погружение в историю территории привело его к выявлению главных «черт» Абхазии, наиболее полно характеризующих ее и делающих в чем-то непохожей на все остальные страны. На эту смысловую основу будут нанизываться образы, идеи, события и детали, чтобы, в конце концов, воплотиться в целостную картину восприятия страны, ее бренд.
Нужны ли подобные изыскания Орлу? Этот вопрос так и остался открытым. Идея брендирования города не нова. Несколько лет назад орловцам предлагалось осмыслить такие образы Орла, как «город, в котором хочется жить» и «душа России». Потом общественные деятели вспомнили о том, что в советские времена Орел был негласно наименован «литературной столицей». Это выражение прижилось, даже стало вполне расхожим, правда, с добавлением слова «третья», намекающим на неоспоримость преимущества в этой теме Москвы и Санкт-Петербурга. Тем не менее идея создания литературного бренда города показалась легко осуществимой.
Но иллюзии быстро рассеялись. С одной стороны, предложение было подвергнуто критике жителей, раздраженных ухабистыми дорогами, облупленными фасадами и мусором за каждым «ничейным» кустом и потребовавших сначала привести город в порядок, а потом уже пытаться завлекать туристов именами писателей, вспоенных на наших мелких водах. Одновременно возникли сомнения, действительно ли словосочетание «литературная столица» отражает ту самую суть Орла, которая как магнитом должна притягивать сюда со всего света туристов с толстыми кошельками. Не говоря уже о том, что сама процедура проверки словесного обозначения и регистрации товарного знака оказалась довольно длительной и сложной.
В итоге дело с «литературной столицей» застопорилось. Но возникли новые идеи. Главный архитектор области Ваагн Вермишян не раз высказывал мысль о том, что Орлу можно вообще ничего не придумывать, а просто грамотно использовать название. А на лекции московского гостя озвучил еще одну: Орел с его литературной «составляющей» можно позиционировать на мировом уровне в качестве центра изучения русского языка. «Платные» иностранные туристы, по его мнению, вполне могут поднять нашу экономику.
В продолжение этой идеи предприниматель и общественный деятель Сергей Киселев предложил посмотреть на Орел шире и подумать о превращении его в центр русской культуры.
– Предпосылки для этого у нас уже есть, – сказал он. – Проводится фестиваль «Хороводы в Орловском Полесье», несколько лет проходил театральный фестиваль русской классики. Орел может быть городом русского языка, русской литературы, русской кухни, русского воинства, русской веры и еще много чего русского.
Кстати, идеи брендинга могут основываться не только на серьезных темах. Липецк получает свои дивиденды с Кудыкиной горы, а Калуга – с Николы Ленивца. Подобных мест на Орловщине масса, смеялись участники встречи. Например, вотчина Соловья-разбойника – в Девяти Дубах, или деревня Гнилые Болота – лучшее место для проживания Бабы-яги, или Бельдяжки, ставшие знаменитыми благодаря фильму «О чем говорят мужчины».
Так на чем же все-таки остановиться? Что такое «чисто орловское» можно продвигать, чтобы весь мир хотел это увидеть своими глазами? Что можно сделать поводом для фестивалей и форумов, растиражировать в сувенирах, сохранить в сердцах людей? Дворянские усадьбы? Орловский спис? Гончарные традиции? Гурьевскую кашу? Хлеб на солоде? А может, знаменитую орловскую «непрерывку», будильники и первую электронную игру, вызывавшую восторг советской детворы?
И когда для этого наступит подходящее время? Сейчас многие города самоопределяются и доказывают свою уникальность, чтобы привлечь туристов. Но это одновременно требует большой работы со стороны местных властей и жителей. Принимающая сторона должна всеми возможными способами демонстрировать гостеприимство и дружелюбие. Готовы ли к этому мы?
Ирина Никишонкова
Уважаемые читатели!
А что вы считаете уникальной особенностью нашего города? Поделитесь своим мнением!
Адрес для писем: г. Орел, пл. Мира, 3, «Орловская городская газета».
Е-mail: pismovgazetu@gmail.com.