За годы оккупации Орловской области фашисты уничтожили более 80 тыс. человек, из них около 4700 детей. Угнано в немецкое рабство более 40 тыс. детей.
Недетские испытания
Война и дети – страшное сочетание двух несочетающихся слов… Детям войны пришлось рано повзрослеть, приняв недетские испытания. Голод, страх, боль, смерть родных и близких, разрушенные дома, вражеские лагеря, германское рабство – вот что стало уделом сотен тысяч детей. Война отняла у них светлое и радостное детство, искалечила детские судьбы.
Тяжелое бремя легло на плечи вчерашних школьников. Наравне со взрослыми они работали на колхозных полях, трудились на заводах вместо ушедших на фронт отцов и братьев, участвовали в тушении зажигательных бомб при налете вражеской авиации.
В период оккупации Орловской области дети пережили тяжелые испытания и стали очевидцами и жертвами жестоких преступлений нацистов. В актах районных комиссий по установлению и расследованию злодеяний немецкофашистских захватчиков отражены многочисленные факты зверств фашистов над детьми, гибели детей от голода, бомбежек и артиллерийских обстрелов, угона детей в Германию.
В одном из актов Должанской районной комиссии сообщается о расстреле тринадцатилетней девочки М. Ряполовой, пытавшейся потушить снегом подожженный фашистами дом. В селе Верхнем Роге Корсаковского района в конце ноября 1941 года немцы сожгли 9 детей, не дав родителям возможности спасти их из огня. В Знаменском районе в августе 1942 года была убита нацистским карательным отрядом «Украинская компания» двенадцатилетняя дочь партизана И.В. Начатых. В БольшеКолчевском сельсовете Кромского района было угнано в немецкое рабство 117 детей, 38 детей погибло от артиллерийского обстрела и бомбежек.
За годы оккупации Орловской области фашисты уничтожили более 80 тыс. человек, из них около 4700 детей. Угнано в немецкое рабство более 40 тыс. детей.
Многие дети в войну остались сиротами. Для борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в Орле и области были организованы детские приемникираспределители, открыты новые детдома. Условия содержания в них детей в период войны и разрухи не всегда отвечали требованиям. «Матрасов нет, дети спят на голом полу на подстилках. Одеял и подушек не хватает. Из твердого инвентаря один стол, в связи с чем дети кушают на скамейках и табуретках, тарелок и ложек недостаточно…», – сообщается в акте комиссии Орловского облисполкома от 26 июля 1943 года об условиях проживания детейсирот в Ливенском детприемнике.
Для подростков создавались трудовые воспитательные колонии, их отправляли в ремесленные училища, Суворовские школы. Многие граждане брали детейсирот к себе на воспитание.
Юные защитники
Рано повзрослевшие мальчишки помогали громить врага и в действующей армии, и в партизанских отрядах. Они разными путями стремились попасть на фронт, каждому из них хотелось стать сыном полка и сражаться наравне со взрослыми.
В 14 лет партизаном стал Генрих Жуков. Он родился 19 мая 1927 года в г. Стародуб Брянской губернии в семье лесничего, здесь же окончил начальную школу. Перед самой войной его семья переехала в г. Дятьково Орловской области. В 1941 году Генрих окончил 7 классов Дятьковской средней школы и за отличную учебу и примерное поведение был награжден грамотой. Грянула война, отец ушел на фронт. В семье кроме Генриха было еще три сестры, старшей из них было 11 лет, двум младшим по два года. Из воспоминаний матери Генриха Н.И. Жуковой: «Геня вместе с моим братом Мишей, воспитывающимся в нашей семье, ушли работать в Дятьковский мясокомбинат, чтобы заменить рабочих, ушедших на фронт. Когда наши войска отступили, Геня и Миша собрали брошенное оружие, смазали и в специально сбитых ими ящиках закопали в землю. Когда в Дятьково пришли партизаны, мальчики отдали им 30 винтовок, гранаты, и сами ушли в партизаны. Миша погиб в бою под Рославлем, а Геня в том бою был легко ранен в руку». В партизанском отряде Генрих был разведчикомсвязистом. Ему поручали самые ответственные задания. Погиб Генрих 25 июля 1942 года в возрасте 15 лет, возвращаясь с задания от рук переодетых в женскую одежду немцев.
Смелость и отвага юных защитников в выполнении заданий нередко поражали даже старых и опытных солдат. Заведующий военным отделом Орловского обкома, комиссар отряда особого назначения В.Т. Слюнин вспоминает: «Помню, что нашли очень подходящую наблюдательную позицию по продвижению немецких войск в селе Красное Залегощенского района Орловской области. Нам подсказали надежную семью Анашкиных, их сын Алексей служил в армии, а дома был еще 11летний Николай Анашкин, который годами был молод, но душой и всем остальным был тверд и надежен, смекалист». В конце ноября 1941 года фронт проходил в п. Залегощь. В силу возраста Коля не мог принимать участия в боевых операциях, но как мог старался помочь и стал связным в отряде Слюнина. «В декабре 1941 – январе 1942 года немцы построили в селе Красном дзот для своего генерала, так Коля передал чертеж и координаты этого шестинакатного бункера» – пишет В.Т. Слюнин. От Коли бойцы знали, где у немцев были зарыты «бронеколпаки с пулеметами, доты». Он провел двух сбитых русских летчиков через линию фронта.
Детям войны посвящена виртуальная историкодокументальная выставка «Вы взрослели под грохот снарядов…» (12+), которая открылась на сайте Государственного архива Орловской области.
Мария ТОКОЛОВА, ведущий архивист Госархива Орловской области