Вопрос о том, можно ли отказаться от купленного тура, с 2020 года не теряет актуальности.
Год был непростым, и многие из нас давно уже начали присматривать и бронировать туры. Мысль о скором лете и отпуске помогает примиряться с весенней усталостью и тяжелой работой. Лето – пора отпусков, путешествий и веселых поездок, время воплощения в реальность планов на долгожданный отдых. Но, к сожалению, иногда случается так, что мечты разбиваются о суровую реальность, и планам не суждено сбыться. Особенно обидно, когда тур уже оплачен, и до поездки было рукой подать.
На фоне пандемии коронавируса с 2020 года орловцы массово отменяли запланированные поездки за рубеж. Аннулируются поездки и по личным обстоятельствам, и по причинам, связанным с СВО.
Оплата путевки — это всегда заключение договора. Не все знают, но его можно расторгнуть в некоторых случаях без последствий для заказчика. Для этого необходимо знать и нормы Гражданского кодекса, и законы о туризме и защите прав потребителей.
Турист имеет право отказаться от поездки в любой момент, но при этом он обязан возместить туроператору все фактически понесенные затраты по организации отдыха, которые он уже понес. Об этом говорится в ст. 782 ГК. К фактическим затратам относятся расходы на невозвратное бронирование авиабилетов, отеля, оформление страховки, международные телефонные переговоры и др. В среднем это может быть от 20 до 80% стоимости путевки. Однако чем раньше турист сообщит о своем намерении расторгнуть договор, тем меньшие потери он при этом понесет.
В ст. 10 ФЗ № 132 от 24.11.1996 перечислены причины, по которым турист может потребовать расторжения договора. Это:
- ухудшение условий поездки (отказ отеля в размещении, аномальная жара и др.);
- увеличение транспортных расценок;
- изменение сроков поездки (перенос рейсов по решению перевозчика);
- личные обстоятельства, препятствующие поездке, — внезапное ухудшение состояния здоровья, отказ в выдаче визы и др.
– Турист вправе потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта и возврата суммы в размере стоимости туристского продукта (до начала путешествия). Чтобы подтвердить угрозу безопасности, достаточно сослаться на решения или рекомендации федеральных органов власти. Например, на указания Ростуризма, – поясняют в Орловском обществе защиты прав потребителей.
В ведомстве добавляют, что в случае самостоятельного бронирования авиабилетов и отелей туристу придется возвращать денежные средства за отдельные услуги в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и правилами отелей, авиакомпаний.
Первый вопрос, который возникает, – с кого требовать возврата денег: с туроператора или турагентства? Туроператор создает тур, организует проживание, питание и транспорт, формируя стоимость путевки. Однако в основном турист взаимодействует с турагентством, которое продает готовый тур, вкладывая в стоимость определенный процент за свои услуги. Степень ответственности каждого перед клиентом должна определяться соглашением, и в договоре это тоже должно быть указано. Если у клиента есть претензии к туру или надо вернуть деньги за несостоявшееся путешествие, то туроператор и турагент должны работать вместе, чтобы решить проблему.
Рекомендуется сначала направить требование о возврате денег турагенту, с которым подписывался договор. А вот если он откажется его выполнить, то можно обратиться в суд с иском и к нему, и к туроператору. Судья решит, с кого и сколько денег взыскать.
Иск с требованием до 100 тыс. руб. подают в мировой суд, более — в районный.
Предварительно копии всех материалов направляют туроператору и агентству заказным письмом с описью. К иску прикладывают:
- документы, подтверждающие извещение всех участников процесса (почтовые уведомления о вручении);
- копию паспорта;
- копии заявления об аннулировании тура, досудебной претензии, ответа на них;
- документы, подтверждающие причину отказа от поездки (справки и заключения от врачей, официальные сообщения госведомств и др.);
- договор с турагентством, чеки (квитанции) об оплате.
В суде можно требовать:
- расторжения договора о реализации турпродукта;
- пересчета суммы, подлежащей возврату (или всей стоимости поездки, если оператор не предоставил доказательства понесенных расходов или они недостоверны);
- взыскания неустойки за нарушение срока исполнения требований по 3% ежедневно, начиная с 11го дня после получения заявления на аннулирование тура и возврата уплаченных денег;
- штраф в 50% от суммы первого и второго;
- компенсацию морального вреда.
Таким образом, можно не бояться, что в случае болезни или других причин турист не вернет свои деньги, внесенные за путевку. Да, есть риск, что добиваться их придется через суд, но очень может быть, что туроператоры не станут доводить ситуацию до такого. Хотя, конечно, лучше, чтобы таких обстоятельств, изза которых отпуск придется перенести, не возникало, и лето не было омрачено несбывшимися надеждами.
Анна АЛЕКСАНДРОВА