В Орле побывал с гастролями Санкт-Петербургский государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова, в то время как питерские театралы смогли познакомиться с Орловским государственным академическим театром им. И.С. Тургенева.
Гости из Северной столицы
Большие гастроли прошли с 20 по 23 апреля. СанктПетербургский государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова привез в Орел пять спектаклей, и билеты на них были раскуплены за несколько недель до начала гастролей.
Художественный руководитель питерского театра Татьяна Казакова особо подчеркивает, что такой теплый прием, конечно же, петербуржцев порадовал. Однако и ответственность предполагает особую.
– Я убеждена, что хороший артист всегда выходит на сцену с волнением и трепетом, и не имеет значения, в большом ли это происходит городе или в маленьком, – говорит она. – Гастроли всегда желанны для театра, это замечательная возможность познакомиться с новой публикой, показать людям нечто интересное и чемуто научиться самим. Орел произвел на меня очень приятное впечатление, с первых минут пребывания в этом городе у меня возникло ощущение того, что он наполнен воздухом и жизнью.
Тонкости организации
Помимо того, что гастроли для любого театра являются мероприятием желанным, дело это еще и очень непростое.
– В рамках Больших гастролей спектакли, которые увидит зритель, всегда выбирает принимающая сторона. Так, СанктПетербургский театр выбирал их по нашей афише, а мы по их, – рассказывает директор ОГАТ им. И.С. Тургенева Елена Казакова. – Главная тонкость заключается в том, что у нас очень большой зал, в Питере зал меньше, там совсем другое «зеркало сцены». С одной стороны, и перед нами, и перед нашими коллегами стояла одна общая задача: дать зрителю возможность увидеть нечто новое, то, чего нет в репертуаре, доступном им на постоянной основе. С другой – мы, в частности, просто не смогли отвезти в СанктПетербург «Блеф» (+12). Это свежий спектакль в нашем репертуаре, поставленный главным режиссером Владимиром Хрущевым, он пользуется большой популярностью, но сложности возникли с декорациями, пришлось подобрать замену.
К столь значимым гастролям и в орловском, и в СанктПетербургском театре готовились всерьез и загодя.
– Коллеги из СанктПетербурга приезжали к нам заранее, наши специалисты ездили к ним, чтобы оценить масштаб предстоящей работы заблаговременно. Разумеется, мы сумели прийти к консенсусу и решить все стоявшие перед нами вопросы, – продолжает Елена Ивановна. – Сценическое пространство, свет, все это удалось организовать наилучшим образом, и, если быть честной, я ни минуты не сомневалась, что так будет, потому что уважение друг к другу и заинтересованность были взаимными.
Наши в Питере
Банально было бы акцентировать внимание на том, что в силу объективных обстоятельств столичная публика более взыскательная. Но и сбрасывать это важное обстоятельство со счетов не следует.
– Волнительны и важны любые гастроли, но есть очевидная разница между театром столичным и театром провинциальным, – говорит Елена Казакова. – СанктПетербург предполагает иной уровень режиссуры, привычку зрителя к другим подходам. Люди привыкли видеть сильные, интересные, качественные спектакли. Для нас, конечно же, было важно предстать перед ними в лучшем свете.
Таланта, вдохновения и здорового профессионального азарта артистам ОГАТ им. И.С. Тургенева, конечно же, не занимать, но в ответственный момент никакая помощь не бывает лишней.
Так, режиссерпостановщик драмы «Гроза» (12+) по Островскому Яна Гловацкая – петербурженка, и участие в представлении спектакля зрителю она приняла самое активное.
– Яна пришла к нам на репетицию, помогла развести мизансцену. Мы открывали гастроли «Грозой», и этот показ был особенно волнительным, – делится Елена Ивановна. – Режиссерпостановщик «Укрощения строптивой» (12+) Сергей Дьячковский тоже приехал в Питер, чтобы помочь нам с организацией пространства.
В первый же вечер «Гроза» была принята с овацией, длившейся несколько минут.
С учетом того, что питерский зритель – это зритель искушенный, опытный и требовательный, его восторг от увиденного воспринимается чуть иначе и в полной мере может считаться объективным показателем того, на сколь высоком уровне пребывает наш орловский театр.
Анастасия ИЗВЕКОВА