26 апреля Народный театр «Ювента» ОГУ им. И.С. Тургенева представил вторую в этом сезоне премьеру – «комедию, извлеченную из старинной чернильницы», под названием «XVIII+» (12+).
Современная история о прошлом
Комедия из XVIII века, поставленная студенческим театром, стала событием волнующим и долгожданным как для самих артистов, художественного руководителя и режиссерапостановщика Натальи Смоголь, так и для зрителей.
– Пополнение репертуара и поиск произведения для постановки – вещь сложная, концептуальная и тревожащая, по сути, весь театральный сезон, ведь у любительского студенческого коллектива, каким является «Ювента», жизнь спектакля очень коротка, – рассказывает Наталья Николаевна. – Вопервых, идет постоянная ротация, связанная с наборомвыпуском актеров (единственным корифеем и наставником молодых, а заодно и завлитом является Антон Бушунов, который в театре с момента его появления, с 1999 года). Вовторых, хочется не застаиваться и дать возможность актерам попробовать себя в разных ролях. Втретьих, мы хотим радовать и удивлять наших зрителей, постоянно предлагая им чтото новое, интересное. И вот после лирической истории «Не холодный дом» (12+) по пьесе Александра Афиногенова, которая шла четыре месяца и была показана на разных площадках Орла, приняла участие в фестивале «Взмах крыла» в подмосковных Жаворонках, нам захотелось чегото искрометного, зрелищного, немножко сумасшедшего. И под эти специфические критерии подошла пьеса современного автора Елены Чудиновой «XVIII+, или Комедия, извлеченная из старинной чернильницы».
Сама Елена Чудинова не только заблаговременно дала «Ювенте» свое разрешение на постановку, но и приехала на два премьерных показа, состоявшихся 26 и 28 апреля.
– Откровенно говоря, для нас было очень лестно получить от автора высокую оценку тому, что мы сделали, – продолжает Наталья Смоголь. – В аннотации к комедии Елена Чудинова написала: «Всегда огорчал меня парадокс. Русские люди XVIII века жили так весело –
а писали так серьезно! Не возьму в толк, отчего. Даже комедии, и те с идеей. Вот мне и захотелось выскрести с донышка комедию просто смешную, раз уж поленился мой предшественник это сделать. Счел небось безделкой. И я писала скрипучим пером, а чернильница подсказывала мне, как шелестят натянутые на обручи шелка, как звучат любовные признания на языке еще понятном, но уже не нашем… Иногда я брала с полки академический том — и целыми фразами вставляла в уста выдуманных героев строчки из переписки живых людей того времени. Теперь мне и самой их не разыскать! Слились с текстом, затерялись. Я попалатаки в XVIII век. Приглашаю тебя, любезный читатель!» Мы воспользовались этим приглашением – и не пожалели. Решаясь связать наш нынешний театральный сезон с пьесой, которую нашли в Интернете, с автором, который дал нам картбланш на первую постановку своего детища, мы верили, что эта вещь будет поособенному зрелищной и забавной. Так оно и получилось.
Яркое зрелище – тонкие чувства
Спектакль «XVIII+» получился действительно очень необычным, и, посмотрев его, зрители открыли для себя «Ювенту» с нового ракурса.
– Когда мы только сформировались как театральная студия в год 200летия со дня рождения Пушкина, нам выпала удача соприкоснуться с другим нашим классиком, и на протяжении 15 лет совместно с научными сотрудниками музея И.С. Тургенева мы реализовывали уникальный проект «Возрождение тургеневского усадебного театра». И вот в егото рамках мы и столкнулись с такой махровой классикой, на которую не всякий профессиональный театр обратит внимание. И не потому, что она плоха, а потому, что в голову не придет связаться с такой архаикой, – поясняет Наталья Смоголь.
«XVIII+» – история тоже архаичная. Подчас настолько, что в определенные моменты действия некоторые зрители вынуждены были с помощью интернетпоисковика уточнять значения слов и понятий, которыми оперировали артисты.
Парадокс, однако, заключается в том, что это непонимание, очевидно, вызывало не досаду, а живой и искренний интерес, необходимый для того, чтобы расширить свой кругозор.
– Несмотря на всю архаику, спектакль – о вечном: о благодатной неожиданности появления настоящей любви в жизни человека, о долгожданном прекращении раздора и обретении гармонии в отношениях, о желанном счастье, которое невозможно без понимания, прощения, избавления от заблуждений, – подчеркивает Наталья Николаевна.
Это, безусловно, так. Но вместе с тем «XVIII+» – спектакль и о повседневном, о будничном, о том, с чем мы нередко сталкиваемся в своей жизни, но по ошибке принимаем комедию за драму.
История эта о том, какими смешными кажутся люди, не способные выглянуть за границы своих убеждений, и сколь прекрасными они становятся, через эту гордыню переступив. О том, как важно решать проблемы и недопонимания самым простым и естественным путем: объяснившись, задав прямой вопрос и получив на него ответ. О том, как любовь к жизни и способность восхититься лучшими качествами другого человека могут послужить отправной точкой для перемен к лучшему в жизни собственной. И конечно же, эта забавная, яркая, быть может, чутьчуть наивная, но тем и прекрасная история о том, что пока жизнь человека продолжается, в ней нет ничего непоправимого и потерянного безвозвратно.
Анастасия Извекова