В Орловской детской библиотеке им. М.М. Пришвина состоялась презентация сборника народных орловских сказок «Старые, старые сказки» (12+).
Книга вышла в серии «Бирюзовое кольцо России», посвященной культурному наследию Орловского края.
Презентовали ее публике издатель и редактор сборника Александр Воробьев, иллюстратор Андрей Турбин, кандидат филологических наук, рецензент книги Наталья Смоголь и корректор Елена Яворская.
– Этой книгой мы закрываем очень значимую тему, старт которой был дан Издательским домом «Орлик» более двадцати лет назад, – тему сказок, фольклора, прошлого нашего края, – отмечает Александр Воробьев. – Первой в 1998 году появилась книга «Сказки Орловской губернии» (6+), в которую вошел материал, собранный Иосифом Федоровичем Каллиниковым. В 2019 году были изданы «Сказки, сказания и предания Новосильского края» (6+) – наследие фольклориста, краеведа и художника Василия Николаевича Глаголева. Однако так вышло, что свет не увидела часть материала, собранного ими обоими, и так появились «Старые, старые сказки». В сборник вошли и сказки, собранные Иосифом Каллиниковым, и Василием Глаголевым.
Даже тем, кто считает себя слишком взрослым и серьезным для сказок и мало интересуется краеведением, будет интересно ознакомиться с книгой просто для общего развития.
– Это сказки прямиком из XIX века, – продолжает Александр Владимирович. – Так, для нас, например, было открытием, что Змея Горыныча в те времена называли Змей Гагарин, от слова «гарь». Эти сказки раскрывают, в первую очередь, образ мышления людей, живших на этой земле когдато, позволяют нам лучше понять их ценности и взгляды.
Очевидно ли какоето принципиальное отличие орловских сказок от преданий других регионов? Этот вопрос рецензент книги Наталья Смоголь называет достойным полноценного диссертационного исследования.
– Все без исключения сказки наделены универсальным моральнонравственным характером, не зря же говорится: «Сказка ложь, да в ней намек». Каждая сказка является уроком: легким и забавным, либо наоборот, печальным и даже мистическим, – рассказывает она. – Однако в сказках конкретного края остается отпечаток особенностей конкретного поколения, того, как люди воспринимали действительность, из чего исходили и чем руководствовались в своей жизни. Сложно говорить о конкретных отличиях, потому что достойные безоговорочного доверия выводы требуют серьезных изысканий, сравнения сказок орловских со сказками других регионов и областей. Вместе с тем знание сказок орловских, тульских и прочих во многом позволяет нам собрать, как мозаику, целую картину того, как наши предки в реальности смотрели на мир.
Участники театральной студии «Я – актер!», действующей при областном реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, и воспитанники Дома культуры «Олимп» Орловского муниципального округа помогли превратить презентацию в настоящий праздник. Они прочитали несколько сказок из сборника вслух, и даже такое беглое ознакомление с содержанием книги подтвердило: сказки погружают читателя в полноценный и в чемто абсолютно новый для него мир, словно переносят сквозь время и пространство в далекое прошлое.
– Разумеется, я занимался иллюстрациями к книге не один, активное участие в этом принимала вся наша команда, но я возьму на себя смелость утверждать, что работа над иллюстрациями к сказкам – это лучшее, что может выпасть на долю художника, – говорит Андрей Турбин. – Эти образы невозможно просто нарисовать. Нужно изучить множество источников, чтобы представить себе, как могла бы выглядеть, например, избушка на курьих ножках или змей с двенадцатью головами. Это очень обширная область, и очень богатая в плане получения расширяющего кругозор опыта.
Анастасия ИЗВЕКОВА