Социологическая лаборатория Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС провела исследование, касающееся предпринимательской деятельности россиян.
На основе изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 22 мая 2023[1] года об отношении россиян в малом и среднем бизнесе в России.
Большая половина российских граждан (60%) имеют социальные связи с людьми, занимающимися предпринимательской деятельностью. Развитие данной сферы позволяет государству находится на высоком уровне экономического развития. Поэтому область малого и среднего бизнеса у нас в стране поддерживают, постоянно наблюдается позитивная динамика в развитии данного экономического сектора. Несмотря на это среди наших сограждан многие не стремятся пополнить ряды предпринимателей, 42% никогда не хотели этого, а 21% на сегодня поменял свое мнение (раньше стремились в данном направлении, а теперь нет). Сократилось желание открывать свое дело и среди молодых людей, которые только думают о своей профессиональной самореализации, в 2008 г такое желание было у 37% респондентов студенческого возраста, сегодня 27%. Стоит отметить, близкое, систематическое общение с предпринимателем влияет на мнение молодых людей, среди них 33% хотели бы пойти по стопам своего знакомого или родственника. Стоит отметить, что к людям занимающимся бизнесом в подавляющем большинстве (92%) относятся положительно.
По мнению, старшего преподавателя кафедры «Социология и социальные технологии» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Юлии Путилиной, данный вид занятости является фактором, стимулирующим хозяйственное развитие страны, способствующее экономическому и промышленному росту. Государство многое делает от правового упрощения регулирования малого и среднего бизнеса до экономической поддержки, однако на субъективном уровне многие россияне считают ведение бизнеса деятельностью, которая осуществляется на свой риск. Признаками данного вида деятельности, кроме систематического получения прибыли, можно считать рискованный характер, систематичность и самостоятельность. Это рождает определенный стереотип, с которым необходимо бороться: «Бизнес в нашей стране удел избранных». Безусловно в ведении бизнеса присутствуют угрозы потерь или неудач, но возможность опираться не только на свои собственные силы, но и на поддержку маловероятно, что эти риски будут иметь решающую роль в принятии решений.
[1] https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/predprinimatelstvo-v-rossii-monitoring