В начале июня Михаил Мишустин, провел стратегическую сессию по вопросам развития Северного морского пути (СМП) с участием федеральных министров, руководителей крупнейших компаний и главами регионов.
План по развитию Севморпути был подготовлен по поручению Президента РФ и утвержден в августе прошлого года. Он включает строительство более 50 ледоколов и судов ледового класса, портов и терминалов, аварийно-спасательных центров, а также создание орбитальной группировки спутников.
По мнению эксперта кафедры «История, политология и государственная политика» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Геннадия Мартынова, в настоящее время фактически формируется новая экономика Арктики, и ряд проектов в рамках плана по развитию СМП уже реализован.
На стратегической сессии также были выработаны планы расширения портовой инфраструктуры, строительству судов торгового флота и судов, обеспечивающих безопасность навигации. В том числе создана современная система управления, которая повысила эффективность судоходства и его безопасность, также построено три атомных ледокола, включая ледокол «Арктика». С опережением графика запланирован вывод на орбиту пяти метеорологических спутников, которые обеспечат непрерывное наблюдение и помощь на всех арктических маршрутах. По словам главы правительства, в целом инвестиции для его реализации в ближайшие 13 лет составят порядка 2 трлн рублей. Из них лишь треть – около 600 млрд – из федерального бюджета.
Развитие Севморпути очень важно для бизнеса, как российского так и иностранного, для которого появляется возможность свободно перенаправлять грузы по любому маршруту – в восточном или западном направлении, оставаясь при этом в российском территориальном море и исключительной экономической зоне, что значительно усиливает конкурентоспособность отечественных предприятий на мировом рынке. Ведущие арктические компании в ближайшие годы намерены увеличить объем перевозок до уровня свыше 190 млн тонн. Увеличение объемов перевозки материалов, оборудования, продуктов, стройматериалов, топлива, и других товаров, будет осуществляться по круглогодичной схеме. Дальнейшее расширение инфраструктуры на Крайнем Севере позволит организовать поставки, что позволит интегрироваться с мощностями Восточного полигона железных дорог.