28 июня ОГАТ им. И.С. Тургенева завершил 208-й театральный сезон. Его закрытие ознаменовалось премьерой – главный режиссер театра Владимир Хрущев поставил комедию со смыслом в 2-х действиях «Школа жен» (16+) по одноименной пьесе Мольера.
Авторский почерк
Прошедший сезон стал для Владимира Хрущева третьим в Орле.
Три года – достаточный срок, чтобы сделать взвешенный вывод о том, насколько работа интересна и нравится.
– Мне так же интересно работать в этом театре и с этими актерами, как в первый день, – делится Владимир Геннадьевич. – Разумеется, академический театр – это особая атмосфера, глобальные перемены не могут происходить быстро, да мы к ним и не стремимся. Свою задачу мы видим в том, чтобы театр был живым и интересным зрителю, чтобы он развивался, и я смею надеяться, что это развитие идет успешно, что оно заметно орловцам.
В свою очередь директор театра Елена Казакова отмечает, что прошедшие три года целиком и полностью убедили ее в том, что выбор в пользу Владимира Хрущева был сделан театром правильно.
– Мы активно искали главного режиссера, и откликов, если быть честной, со всей России получили много, – вспоминает она. – Однако именно с Владимиром Геннадьевичем у нас сложилось совершенно особое общение. Я увидела, что он искренне заинтересован в театре, что он в самом деле любит театр. Вы наверняка заметили, как сильно изменился ОГАТ им. И.С. Тургенева за прошедшие пять лет. Мы убрали из репертуара спектакли, к которым зрители не проявляли интереса, но им на смену пришли постановки, на которые подчас просто не хватает билетов, раз за разом показы проходят с аншлагами. И заслуга Владимира Хрущева в этом огромна! На мой взгляд, одно из главных его профессиональных достоинств состоит в том, что он очень разноплановый режиссер. Ни один его спектакль не похож на предыдущие. Более того, мне нередко приходится слышать отзывы о наших постановках в частных разговорах. Люди говорят, что, не зная, вовсе не догадались бы, что это работы одного режиссера. Я убеждена, что это прекрасно. Этот талант и профессионализм Владимира Хрущева открывает огромные перспективы и для него лично, и для нашего театра в целом.
О пороках и добродетели
Жан-Батист Мольер написал «Школу жен» в XVII веке, но читая пьесу сегодня, невольно восхищаешься тем, насколько актуальна рассказанная в ней история.
Изящно и тонко Мольер высмеивает, если вдуматься, чудовищные пороки. Его герой искренне полагает себя в праве лишить другого человека права выбора и красок жизни, подавить чью-то волю, обмануть, солгать, воспользоваться доверием лишь ради собственного удобства.-
Он напоминает читателю и зрителю о том, как непредсказуемо может повернуться жизнь, как внезапно затеянное ради развлечения небольшое приключение может изменить судьбу и превратить человека из легкомысленного «любезника» в мужчину в лучшем из смыслов.
История, рассказанная Мольером, прекрасна своей многогранностью. Она и о любви, и о глупости, и о том, насколько смешон, по сути, человек, не желающий считаться с чьим-либо мнением кроме собственного. И, конечно же, она о том, как много подчас может значить человеческая искренность и отвага пойти до конца, не боясь препятствий.
Все это Владимир Хрущев и актеры ОГАТ им. И.С. Тургенева воплотили на сцене с блеском.
Комедия со смыслом – очень точное определение спектакля. «Школа жен» получилась легкой, смешной и яркой комедией в лучшем ее понимании. Без наигранности, неуместного гротеска и пафоса, но с идеально отмеренной долей качественно воплощенного юмора на сцене театра был поставлен настоящий Мольер.
Благодаря нейтральному и вместе с тем безупречно точному визуальному оформлению пьеса, действие которой разворачивается в XVII веке, получилась о дне сегодняшнем.
Свет, музыка, цветовые решения, костюмы, великолепная актерская игра, – не задумываясь в процессе просмотра о каждой из этих составляющих хорошего спектакля, зритель, сидя в зале, просто погружается в совершенно иную реальность.
И реальность эта прекрасна потому, что все в ней правильно: любовь и доброта побеждают любые козни, а человек, совершивший подлость, оказывается посрамлен, глупцы в силу собственной же глупости не способны противостоять смекалке и храбрости человека, задавшегося благородной целью.
Конечно же, кто-то скажет, что все это лишь красивая сказка, что так не бывает в реальной жизни.
Однако не для того ли нужны хорошая литература и театр, чтобы через пусть даже утрированную ситуацию напомнить людям о том, как много они могут изменить к лучшему, если захотят?
– «Школу жен» отрепетировали два состава артистов, и мне самому невероятно интересно наблюдать за тем, что у нас получилось, – говорит Владимир Хрущев. – ОГАТ им. И.С. Тургенева вообще богат талантами, и в очередной раз я с некоторым трепетом смотрю на то, как одна и та же роль, один и тот же текст, одна и та же история играют такими разными красками в исполнении разных людей. Каждый вносит в них что-то свое, дополняет их собой. И пользуясь случаем, я хочу сказать спасибо каждому, кто принял участие в рождении этого спектакля. Конец сезона, лето, месяцы плодотворной и напряженной работы позади – ничто не помешало всем нам отдаться этой работе полностью, и надеюсь, доставить удовольствие зрителю.
Анастасия ИЗВЕКОВА