2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника.
Оба эти звания – и наставник, и педагог – вслед за именем Валерия Симоненко звучат практически неизбежно и подкреплены многочисленными наградами. Одна из них, медаль «За многолетнее наставничество», была вручена ему на юбилейном торжестве, посвященном 70-летию профсоюза работников культуры 15 июня. Однако сам режиссер о своей миссии Учителя судит весьма нетривиально.
– Валерий Иванович, все, кому довелось когда-либо учиться у вас, уверяют, что грань между Учеником и Мастером для них не стирается никогда. С профессионализмом все понятно, но какими человеческими качествами нужно обладать, чтобы это было так?
– Если честно, не знаю, что тут сказать. Думаю, ключевое слово тут именно «человеческими». В целом же я полагаю, что никого и ничему нельзя научить, но человек может научиться. Не столь важно, идет ли речь о театре или о любом другом деле. Мой опыт показал, что если человек просто смотрит на кого-то снизу вверх и впитывает как губка то, что ему предлагают, его шансы на развитие мизерны. Есть замечательная цитата: «Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление». Именно это важно для меня. Важно, чтобы ученик мог взять у меня то, что ему по-настоящему нужно, но при этом отбросить все лишнее, не подходящее ему.
– А как вы относитесь к такому понятию как талант? Он первостепенен или одного таланта все же мало?
– В первую очередь, я убежден, что талантливым людям надо помогать. Правда, к сожалению, такова, что средненькие или вовсе бездарные люди действительно вполне успешно пробиваются сами, в отличие от по-настоящему одаренных. Однако да, талант – это лишь половина. Не менее важна, на мой взгляд, трезвость мышления. Мне кажется важным объяснить молодому человеку, что жизнь по сути своей это борьба, и она должна быть честной в том числе и по отношению к жизни. Через мою судьбу в качестве учеников прошли разные люди, и далеко не все они связали свою жизнь с театром. Так, Ольга Тищенко осталась актрисой и служит нашему театру, Алексей Хапков стал его директором. Вместе с тем многие стали преподавателями, Игорь Чистюхин посвятил свою жизнь служению Богу, Владимир Ададуров занимается фотографией, Михаил Сегал – прекрасный режиссер. Каждый из них нашел нечто свое, то самое место в жизни, на котором должен быть.
– Чего вы хотите для своих учеников?
– В идеале я хотел бы умереть в них однажды. Видите ли, я точно знаю, что само разделение на Мастера и Ученика весьма условно. Иногда совсем юные люди, у которых просто в силу возраста не может быть какогото грандиозного жизненного опыта, учат меня таким вещам, что остается только молчать и внимать. Все мы учимся друг у друга, это естественный процесс для человека. Однако я считаю, что любой Учитель или Мастер должен быть лишь эпизодом в жизни человека. Да, эпизодом сильным, быть может, поворотным, но мы не можем и не должны использовать друг друга как некую опору и источник непреложной истины всю жизнь.
– Валерий Иванович, вы человек, умеющий потрясающе выстраивать личные границы, поддерживать с людьми приятные и конструктивные отношения, не переходя при этом тех линий, которые переходить не следует. Расскажите, пожалуйста, это естественная черта вашего характера или вы специально этому учились?
– Тут есть две составляющие. С одной стороны, в силу своей профессии я очень хорошо умею считывать людей, определять их поле. Все мы очень разные. Кому-то комфортно всю жизнь при любых должностях и званиях оставаться Ваней. А кого-то даже в 20 лет правильно называть Иваном Петровичем. При этом я сам хорошо умею держать свое поле. Мне кажется, что людям важно учиться этому вне зависимости от рода занятий и образа жизни. Достоинство, четкое понимание того, что можно, а что нельзя, необходимо и в семейной жизни, и в работе, и в момент, когда вы просто заходите в магазин по дороге домой.
– «Русский стиль» – театр особенный, многое здесь сделано и до сих пор делается в буквальном смысле вашими руками. Расскажите, пожалуйста, что вы чувствуете, о чем думаете, когда остаетесь с театром наедине.
– Я могу назвать это спокойным пониманием: я сделал то, что мне сделать следовало. Это не гордость и не некое возвышенное чувство в духе: «Я всю жизнь отдал театру!», нет. Я смотрю на вещи трезво и знаю, что рано или поздно наступит момент, в который мне придется по тем или иным причинам театр покинуть. И вместе с тем я точно так же точно знаю и то, что он от этого не пострадает. К сожалению, даже с самыми большими, именитыми и авторитетными театрами случается такая беда: уходит директор, режиссер или ведущий актер, и весь театр оказывается словно потерян. Зная людей, которые служат в Орловском муниципальном драматическом театре «Русский стиль» им. М.М. Бахтина, я ни секунду не сомневаюсь в том, что театр сохранит свой стержень.
– Каким для вас был прошедший 29й театральный сезон?
– Насыщенным. В первую очередь, он был насыщенным. Театр участвовал во всех городских мероприятиях, и это, безусловно, было определенной нагрузкой. Но никому не приходило в голову на нее жаловаться.
– Очевидно, что многим людям очень трудно сейчас. Вы замечаете, как театр становится для людей опорой?
– Думаю, да. С одной стороны, зритель приходит в театр за отдыхом, с другой – за ответами на свои вопросы. Люди приходят за удовольствием и получают его, даже если это происходит через слезы и непростые откровения, которые они переживают наедине с собой. Да, сегодня трудно многим. И пользуясь возможностью, я хочу сказать: переживите это как болезнь. Так же, как все мы переживаем, например, грипп – понимая, что это просто этап, период, и он пройдет. Да, возможно, оставит некие осложнения, но вылечить и их в нашей власти. Главное – помните, кто вы, во что вы верите и не позволяйте никаким обстоятельствам лишить вас ваших внутренних опор.
Анастасия Извекова