Сегодня, 3 ноября, трамвайно-троллейбусное предприятие Орла отмечает свою 118-ю годовщину
Как известно, первый трамвайный парк состоял из 17 бельгийских моторных и 10 прицепных деревянных узкоколейных вагонов. Общая протяженность путей на первых двух маршрутах «вокзал – кадетский корпус» и «Кромская площадь – улица Новосильская» немногим превышала десять километров.
Как рассказал 1 ноября на еженедельном рабочем совещании в администрации Орла генеральный директор МУП «Трамвайнотроллейбусное предприятие» Александр Коровин, ежедневно по трем маршрутам движения трамвая и пяти маршрутам движения троллейбуса выпускается в среднем 75 единиц подвижного состава, перевозящих до 50 тысяч пассажиров.
В ТТП трудятся 987 человек, из которых 258 – водители, 578 – рабочие. На базе предприятия ведется подготовка квалифицированных водителей трамваев и троллейбусов, проводятся конкурсы профессионального мастерства, выполняются мероприятия по улучшению условий труда. Работникам выдается спецодежда, средства индивидуальной защиты и гигиены. А тем, чьи специальности связаны с тяжелыми или вредными условиями труда, предоставляется дополнительный отпуск.
Своими силами
По словам Александра Коровина, муниципальное предприятие работает в режиме строгой экономии, здесь выполняют все виды ремонтов, не свойственные для эксплуатационного предприятия. Так, специалистами депо капитально отремонтированы пять троллейбусов, 167 тяговых и вспомогательных двигателей. Ассортимент изготовления запасных частей постоянно расширяется.
Аналогичная ситуация в трамвайном депо. Только в текущем году здесь прошли капремонт восемь трамвайных вагонов, 40 ступиц колесных пар, 45 тормозных барабанов, 465 алюминиевых контактных вставок и т.д.
На сегодня на предприятии восстанавливается более 700 деталей трамвая и троллейбуса. Освоена газотермическая технология восстановления деталей, удешевляющая энергозатраты в дватри раза. Всего, по подсчетам экономистов предприятия, благодаря ставке на собственные силы, в этом году уже сэкономлено материальных и финансовых ресурсов на общую сумму 45 млн рублей. А до конца года эта цифра будет доведена до 62 млн.
Нужны люди
Вместе с тем МУП «ТТП» сегодня переживает не лучшие времена. До сих пор не преодолен резкий производственный спад, случившийся в конце прошлого и начале нового столетия, когда городской пассажирский транспорт оказался на грани банкротства. Стареет подвижной состав. Средний возраст троллейбуса в ТТП составляет 30 лет, а трамвая — 17. Оба показателя превышают норму.
Около трети трамвайных путей находятся в аварийном состоянии. Из 2842 опор контактной сети треть не предназначена для несения такой нагрузки, а 119 опор – в аварийном состоянии.
Средняя месячная зарплата на предприятии составляет без малого 14 тысяч рублей, что значительно ниже, чем по транспортной отрасли и в целом по городу. Изза этого высока текучесть кадров. Так, недокомплект водителей составляет 80 человек, кондукторов – 178, не хватает работников службы пути, энергохозяйства, других специалистов.
Откуда убытки?
Убытки МУП «ТТП» за девять месяцев текущего года по причине бюджетного недофинансирования и снижения выручки изза большого числа частного транспорта и дублирования маршрутов электротранспорта составили 25 млн рублей. В итоге не хватает средств на приобретение запасных частей и материалов для выполнения всех видов ремонтов.
К обычным бедам предприятия сегодня добавилась еще одна – электронные проездные. По словам Александра Коровина, никаких обещанных положительных результатов они не принесли. Наоборот, в сравнении с аналогичными периодами прошлого года фактическая выручка предприятия снизилась.
Вызывает у руководителя МУПа настороженность и нежелание организаторов электронной системы сделать свои финансовые потоки прозрачными.
– Если раньше мы получали выручку 3,5 миллиона рублей в месяц, то сейчас дошли до 1,5 миллиона, – продолжает Александр Коровин. – В то же время, по нашим замерам, в этом году в связи с проведением городских конкурсов перевозчиков пассажиропоток у нас даже существенно вырос.
Отрицательно сказываются на финансовом положении многочисленные остановки движения транспорта при проведении различных работ коммунальными службами, ремонта дорог, а также культурномассовых мероприятий. Только по постановлениям администрации в этом году более 45 раз останавливалось движение на серьезное время, а простои ни разу не компенсировались. Только в текущем году убытки от закрытия движения составили 3 млн рублей, а в прошлом году сумма аналогичных убытков превысила 12 млн рублей.
Что делать?
Для обеспечения стабильной работы городского электротранспорта руководитель муниципального предприятия предлагает убрать с его маршрутов движения областные маршрутки и вообще запретить им работать в режиме городских маршруток. Они должны двигаться от населенного пункта до автовокзала по объездным дорогам и не останавливаться на остановках городского транспорта.
Нужно готовить программу развития орловского трамвая, обновлять подвижной парк МУП «ТТП», приобретая ежегодно в течение шестисеми лет по десять трамваев и троллейбусов. А вообще, по прикидкам Александра Коровина, город вполне может обойтись без маршруток, если удвоить число троллейбусов и довести их до 150 единиц. Правда, стоимость одной машины в зависимости от изготовителя варьируется от 9 до 12 млн руб.
Учитывая, что цены на энергоресурсы растут ежегодно, Александр Коровин призывает городские власти также регулярно пересматривать тарифы на проезд. По его словам, сегодня себестоимость одной поездки составляет 20 рублей. А при учете ремонтов подвижного состава – все 27, тогда как утвержденный тариф составляет 16 рублей. А стоимость льготных билетов вообще не поднимали более пяти лет.
Впрочем, в МУП «ТТП» заверяют, что при принятии определенного комплекса мер предприятие в состоянии удержать ситуацию.
– Да, у нас старый подвижной состав, – говорит Александр Коровин. – Но у нас есть опытные ремонтники. При наличии запчастей мы в состоянии удержать этот состав лет на пять, покуда улучшится ситуация с бюджетом и мы сможем покупать новый подвижной состав.
Собственными силами ТТП готово реализовать даже энергосервисный проект: построить новые тяговые подстанции, которые будут гораздо эффективнее нынешних. И это обойдется городу гораздо дешевле и качественнее, чем сделают «чужаки».
Борис МУТАФ