Короткометражный авторский фильм орловчанки Марины Сасиной «Красивая женщина умирает дважды» (16+) получил 55 престижных кинонаград и был представлен на фестивалях в 80 странах мира.
Талант и признание
Марина Сасина – журналист, талантливый сценарист, востребованный в кинопроизводстве. Фильм Веры Глаголевой «Одна война» (18+), показанные по центральному телевидению и получившие признание широкого зрителя сериалы «Правила маскарада» (16+) и «Отражение радуги «(16+) – прямое подтверждение серьезности, с которой Марина Сасина подходит к написанию понастоящему хорошего сценария.
Однако создание авторского кино – процесс всегда особенный.
«Красивая женщина умирает дважды» — артхаусный фильм, в котором снялись артисты театра «Свободное пространство» Андрей Григорьев и Валерия Жилина, ассистент режиссера Анна Фатеева, актер театра «Русский стиль» Александр Столяров, журналисты Александр Трубин и Андрей Чернов.
Сама Марина о фильме говорит так:
— Это история любви и при этом детектив. Фильм снят в Орле, кино черно-белое, все актеры — жители Орла. Любое кино, тем более кино авторское, снимается в первую очередь для души. Конечно же, снимать его легче и приятнее, когда есть не просто команда, а сообщество хорошо знакомых и во многом близких друг другу людей. Именно такая съемочная группа сложилась у нас.
«Красивая женщина умирает дважды» был представлен в рамках кинофестиваля «Отцы и дети» в 2022 году. Осенью состоялась его премьера в стенах театра «Свободное пространство».
С ноября по август фильм был отобран и показан на кинофестивалях в США, Италии, Франции, Индии, Германии, Сингапуре, Марокко, Южном Судане и других странах. Получил 55 наград.
— Жюри 8&HalFilm Awards (партнер Каннского кинофестиваля) присудило нашей картине победу в номинации «Лучший независимый короткометражный художественный фильм», — отмечает Марина Сасина.
«Красивая женщина …» не первый фильм Марины, удостоившийся столь широкого признания профессионалов. «Одна война» получил порядка 40 наград, серьезное внимание к себе привлек предыдущий короткометражный фильм «Никто, Нигде, Никогда» (12+).
«Красивая женщина умирает дважды» был переведен на английский, испанский и итальянский языки.
О кино хорошем и разном
— Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий, так говорил Альфред Хичкок, и мне кажется, в этой фразе заложен весь смысл работы сценариста,— говорит Марина Сасина. – Для меня написать хорошую историю значит написать историю понятную. Здорово, если после просмотра фильма у зрителя возникают философские вопросы, если он задумывается о чемто важном. Но сама история, само действие, мотивы тех или иных поступков героев должны быть для него понятны. Что касаемо «Красивая женщина умирает дважды», мы хотели показать, что любовь побеждает даже смерть, рассказать об этом по возможности не мрачно, а в первую очередь красиво.
Съемки фильма прошли всего за пять дней. С одной стороны, это поразительно малый срок. С другой – ровно столько, сколько понадобилось съемочной группе, чтобы сделать хорошее кино.
— У фильма открытый финал, каждый зритель воспринимает его в соответствии с собственным опытом, но нам хотелось, чтобы фильм в целом получился светлым, — отмечает Марина.
Артхаусное кино – в целом дело очень индивидуальное. Многие люди, однажды сделав неправильный выбор, отказываются от этого жанра навсегда, ставя в своем сознании знак равенства между понятиями «артхаус» и «грязь, боль, безысходность».
— Авторское кино, оно в первую очередь об обнаженной натуре человека, о том, каким он является на самом деле, — поясняет Марина Сасина. – То, как поступают герои «Красивой женщины…», то, как они разговаривают – это в первую очередь о том, как говорят их души.
Сегодня Марина работает над новым сценарием. Не раскрывая деталей, она рассказывает, что это снова будет авторское кино:
— Новый фильм объединит героев двух предыдущих моих фильмов: «Никто, Нигде, Никогда» и «Красивая женщина умирает дважды». Они встретятся при неожиданных обстоятельствах, между ними обнаружится интересная связь.
Тонкости восприятия
— Я считаю, что кино прежде всего должно нести свет, — говорит Марина Сасина. – Даже если это ощущение возникает только ближе к концу, оно должно быть обязательно.
Фильм «Красивая женщина …» оказался больше чем историей любви. Он ощущается как короткое, но полноценное погружение в некую параллельную, близкую к идеалу реальность. Как и положено чернобелому авторскому кино, сначала он царапает некой своей потусторонностью, но буквально следующий кадр расставляет все по своим местам. И выходя из зала, очень хочется верить в то, что для каждого из нас возможен мир, в котором точно есть пусть и запоздалая, но справедливость, в котором интуиция не подводит, а любовь и нежность мужчины и женщины друг к другу живут дольше, чем им самим отведено.
— Наш фестивальный опыт показал, что культура просмотра и восприятия авторского кино в нашей стране только формируется, — рассказывает Марина. – Однако я была поражена тем, насколько глубоко это кино приняли и поняли именно орловские зрители. У нас было несколько показов, и люди потрясающе считали все аллегории, поняли все заложенные смыслы. В Орле очень осмысленная, изумительно интеллектуальная публика, и представлять ей авторское кино – огромное удовольствие.
Анастасия Извекова