Связующее звено между учителями, родителями и детьми — так можно назвать психологов, работающих в обычных школах.
Наверное, те, кто окончил школу не позже нулевых, помнят психологов как номинальную штатную единицу, которая присутствовала в педагогическом составе скорее для галочки. Математик учит умножать и делить, историк проводит экскурсии в прошлое, географ помогает узнать мир и ориентироваться в нем, а школьный психолог? Я помню, что видела его в школьные годы не более одного, максимум двух раз в год. Эта дама приходила в класс и предлагала ученикам пройти тест, который покажет, какую профессию выбрать или какие скрытые таланты в нас зарыты. Смысла в этом мы не видели, тем более проводились такие эксперименты обычно во внеурочное время.
Однако, оказывается, теперь школьный психолог — это не лишняя штатная единица, а человек, который порой становится современным детям ближе, чем классный руководитель, и именно с ним они делятся не только проблемами в учебном процессе, но и сердечными ранами, и семейными травмами.
Вопрос о том, верить ли в эту относительно новую для нашей страны науку или нет, каждый решает для себя сам. Если на том же Западе поход к врачевателю душ сродни осмотру у зубного врача, для нас пока все еще проще и дешевле излить наболевшее близкому человеку, будь то подруга, муж, сестра или брат. Для многих запись на прием к психологу — это уже крайняя мера, когда справиться с проблемами кажется невозможным. Однако, пообщавшись со многими школьниками, я поняла, что у подрастающего поколения слово психолог не вызывает ни стыдливости, ни смущения. Они знают, что грамотный специалист поможет посмотреть на проблему с другого угла, и готовы открыть им то, что не всегда откроют родителям.
Спрос рождает предложения, а на смену школьным психологам, раз в году проводящим мало кому интересные тесты, приходят молодые специалисты, которые не только хорошо знают, как работать с детьми, но буквально находятся с ними на одной волне. Одна из таких — Наталья, уже около двух лет работающая в обычной орловской школе. Она и рассказала мне, как построена работа в муниципальной школе, с какими вопросами приходят к ней учащиеся и могут ли за помощью обратиться родители.
— Школьный психолог отслеживает взаимоотношения в учебном коллективе. От климата в школе зависит очень многое. Моя работа не ограничивается кабинетом, я наблюдаю за детьми на переменах, участвую в решении конфликтов. Это все в большем смысле профилактическая работа, — рассказывает Наталья.
Именно психолог может заметить то, что не всегда заметит учитель, и тогда занимается учениками индивидуально. Нередки случаи, когда обстановка в семье такая, что ребенок просто не может думать ни о чем другом даже в стенах учебного заведения, но поделиться ни с кем не может. Не хочет или не доверяет учителям, боится быть осмеянным сверстниками. То, что он скажет в стенах кабинета школьного психолога, останется только там и только между ними. Исключением являются случаи, когда у специалиста появляются сведения о противоправных случаях в отношении ребенка. Тогда он обязан передать информацию в правоохранительные органы.
Можно представить, насколько ответственна эта работа. Ведь у частнопрактикующего психолога в день всего несколько пациентов, в стенах школы же ежедневно находятся сотни детей, к каждому из которых нужно найти свой подход. Можно ли назвать их альтруистами?
— Мне просто нравится работать с детьми. Не утверждаю, что я здесь навсегда, вполне возможно, что со временем у меня появится частная практика. Однако в настоящем моменте мне нравятся школьники, с которыми я работаю, нравится помогать им в решении больших и не очень проблем, — говорит Наталья.
Наверное, одна из важных задач — сделать так, чтобы дети доверяли психологам. Это в большей мере касается подростков, которые в своем возрасте максимально уязвимы и ранимы. Но именно им чаще всего и нужна помощь таких специалистов, когда кажется, что весь мир, включая родителей, ополчился против них. Пубертатный период, первая любовь, непонимание в собственной семье, сложные отношения с родными — это все о том, с чем они могут обратиться к целителю душ. Причем абсолютно бесплатно.
Спектр проблем, с которыми сталкиваются и младшеклассники, самый разный — здесь и трудности с адаптацией к учебному процессу, и сложности с освоением материала, и отсутствие взаимопонимания с новым коллективом, который не всегда оказывается доброжелательным.
Все это выливается в порой очень опасные симптомы — от нарушений сна до отсутствия смысла жизни. Есть довольно ранимые дети, которые все принимают близко к сердцу, есть дети с аутоагрессией, когда они причиняют себе боль. Нервный тик, гиперактивность, дефицит внимания — это лишь малая часть из того, с чем приходится сталкиваться специалисту. Плюс именно школьного психолога в том, что он хорошо знаком с обстановкой внутри стен учебного заведения, может понаблюдать за ребенком на уроках, пообщаться не только с родителями, но с одноклассниками и учителями, что поможет быстрее выявить проблему.
Психологическое здоровье в школе — это основная задача Натальи и ее коллег. И она советует родителям школьников обязательно узнать, где находится кабинет психолога, если вы до сих пор не знаете этого, и познакомиться с ним. Особенно если чувствуете, что сами не справитесь с проблемами своего ребенка. И нет ничего постыдного, чтобы попросить помощи у специалиста, поговорив с ним по душам.
Анна АЛЕКСАНДРОВА