19 сентября в Орловском краеведческом музее открылась выставка известного белгородского фотохудожника Игоря Горелика «Веретено времени» (6+).
Органичное перевоплощение
Работы Игоря Горелика хорошо знакомы орловским ценителям художественной фотографии и любимы ими, – с Орловским фотографическим обществом Игорь сотрудничает уже пять лет, и в наш город приезжает с выставкой не впервые.
Однако проект, привезенный им в этот раз, оказался совершенно особенным.
Серия снимков, представленная им, была создана в тесном сотрудничестве с Белгородским государственным музеем народной культуры.
Как рассказала зав. сектором информационного обеспечения музея Анна Ильина, проект «Веретено времени» был реализован совместно с фотостудией «Перспектива» на средства президентского гранта. Его целью было предоставить посетителям музея возможность не просто ознакомиться с экспозицией, а в буквальном смысле надышаться прошлым, увидеть фактически воочию, как жили их предки: как они косили сено, вели быт, во что одевались.
– В общей сложности реализация проекта заняла два года, на съемки мы выезжали в этнодеревни, расположенные в Белгородской области, – пояснила она. – Привезти эту выставку в Орел для нас особенно приятно, потому что всякий раз, бывая здесь, мы возвращаемся домой полными впечатлений и новых знаний. Приятно приехать не с пустыми руками, приятно иметь возможность заниматься таким обменом.
Примечательно, что в образе русских крестьян Игорь Горелик снимал не профессиональных моделей и не людей, обеспечивающих жизнь этнодеревни, а самих сотрудников Белгородского государственного музея народной культуры.
– Это была кропотливая работа в плане воссоздания образов, окружающей действительности, – делится он. – Но самым поразительным оказалось видеть в объективе этих людей в этих образах. К тому моменту, когда мы приступили непосредственно к съемкам, между собой мы были знакомы довольно хорошо. Я привык видеть их за работой в музее, привык общаться с современными девушками. Однако стоило им надеть эти костюмы, они моментально перевоплотились в барышень из прошлых веков. Если вы присмотритесь, то увидите, что на них нет грима, нет какието сложных костюмов и специальных решений. Они восхитительно органично перевоплотились, примерив на себя образы своих предков. С одной стороны, это многое говорит о работе музея, ведь они сумели подобрать образы, воссоздать ушедшую действительность так, что она стала понятна и близка человеку из XXI века. С другой – то, что мы получили в результате, многое говорит о нас самих, о том, как глубоко мы впитываем свой культурный код, как много общего у нас с теми, кто жил на этой земле до нас, если мы так легко возвращаемся к этому.
Орел вдохновляющий
В свою очередь директор Орловского краеведческого музея Дмитрий Моисеев подчеркивает, что сама идея подобного проекта заслуживает того, чтобы продолжать существовать и развиваться.
– У нас есть этнографический отдел, и он вызывает у посетителей музея живой интерес. Мы понимаем, насколько высок сегодня спрос на познание своих корней, на изучение своей культуры, – поясняет он. – Белгородским коллегам удается работать в совсем ином масштабе, и мы за них искренне радуемся. И вместе с тем стараемся учиться у них. Думаю, в скором времени мы тоже сможем представить нечто интересное и раскрывающее историю Орловщины с новой глубиной.
Фотохудожники Орла и Болхова работы Игоря Горелика нередко рекомендуют друг другу, зрителям и студентам с комментарием: «Вот так должно быть!».
– Игорь Горелик – человек не просто талантливый, он профессионал высочайшего уровня, – объясняет возглавляющий Орловское фотографическое общество Леонид Тучнин. – Он совершенно поособенному работает с экспозицией, умеет наполнять снимки смыслом, тем, что кажется со стороны изысканной простотой, погружать смотрящего в запечатленную реальность.
Фотографии, вошедшие в экспозицию, действительно получились живыми и яркими, наполненными светом, солнцем, движением. Кажется, что если посмотреть на них чуть дольше, можно почувствовать запах свежескошенной травы и теплого хлеба. Не зная, сложно догадаться о том, что люди, позировавшие фотографу – не профессиональные модели и не артисты, вошедшие в роль, а научные сотрудники, обычные горожане, как и мы. Настолько достоверно выглядят запечатленные фотохудожником позы, взгляды, повседневные дела из далекого прошлого.
В Орле Игорь бывает в среднем раз в полтора года, и хотя времени на то, чтобы снимать наш город у него практически не остается, такую перспективу он рассматривает как одну из интересных для себя.
– Орел, Белгород, Брянск, Липецк – мы все практически соседи, но города очень отличаются, – говорит он. – Орел потрясающе богат старинной архитектурой, здесь есть особая атмосфера, в которой хочется снимать. В частности, добираясь в музей на открытие выставки, мы прогулялись пешком, и я в очередной раз восхитился местным колоритом. Конечно, я слишком редко бываю здесь, чтобы отслеживать происходящие изменения, но дух города ощущается кожей, его можно вдыхать. Я надеюсь, что однажды все сложится, и у меня будет возможность попробовать его запечатлеть.
Анастасия Извекова