Волонтеры не понаслышке знают, что время – самый бесценный ресурс, особенно когда речь идет об исчезновении детей. И каждый человек, даже не являющийся участником поисковых отрядов, может спасти чью-то жизнь.
В начале сентября буквально весь Орел и область всколыхнула шокирующая новость – пропал 13летний мальчик. Такие сообщения редко оставляют равнодушными даже самых безразличных людей. Тем более свежи в наших сердцах воспоминания о 10летней Вике, к поискам которой летом 2021 года присоединились сотни людей, и все с замиранием сердца наблюдали за розыском девочки, а к волонтерам присоединились даже те, кто никогда не имел отношения к поисковым отрядам.
Вику спасти не удалось, но сейчас всем очень хотелось верить, что с мальчиком все хорошо. Хотя шли дни, унося надежду, потому что, когда разыскивают детей, счет идет на минуты. 6 сентября в региональном Следственном комитете сообщили о возбуждении уголовного дела по статье «Убийство», а в ведомстве пояснили, что у следствия есть основания полагать, что в отношении ребенка совершено противоправное деяние. Но, несмотря ни на что, орловцы продолжали верить в то, что мальчика найдут живым, и оставляли десятки комментариев в группе «ЛизаАлерт» с пожеланиями всего наилучшего ребенку и его родителям.
К счастью, у этой истории оказался хэппи энд. Мальчишку нашли спустя несколько дней, с ним все оказалось в порядке. Следователи, волонтеры и просто переживающие орловцы выдохнули с облегчением – 7 сентября беглец был найден живым и здоровым. Однако этот случай заставил еще раз задуматься над тем, что каждый из нас может оказаться причастен к спасению чьейто жизни.
Волонтер поискового отряда «ЛизаАлерт» Наталья Логвинова, участвовавшая в розыске мальчика, объяснила на этом конкретном примере, как халатность взрослых людей осложняет ситуацию. Наталья работает волонтером уже семь лет и хорошо знакома с трудностями, с которыми приходится сталкиваться добровольцам.
– Куда пропадают дети? – вопрос, который мы чаще всего видим в комментариях под детскими ориентировками. Вариантов множество. Пропасть может даже ребенок до года — к примеру, выползти во двор или залезть под диван и уснуть. Дети постарше могут исчезнуть в один момент с детской площадки, потеряться в толпе. Сейчас к нам приходит множество заявок, связанных с тем, что ребенок 36 лет катался на самокате и пропал. Подростки тоже дети и также пропадают по разным причинам. В большинстве случаев они намеренно сбегают из дома, поэтому такие поиски имеют свои нюансы. Мы стараемся не размещать ориентировки на подростков, так как это может навредить — ребенок, увидев свое фото в сети, может отреагировать неадекватно, – рассказывает Наталья.
Так было и с поиском Васи. Родственники мальчика не сразу обратились к волонтерам. Изначально, 3 сентября, они пришли к правоохранителям и написали заявление о пропаже ребенка. Таким образом, первые часы после пропажи, когда волонтеры уже могли бы начать поиски, были потеряны. Дальше следователи и добровольцы начали работать в связке. Посовещавшись, приняли решение пока не выкладывать ориентировку на мальчика в соцсети до дополнительного согласования.
– Такая ситуация, конечно же, не означает, что поиск не ведется. В это время информационные координаторы (инфорги) уже собрали информацию о потерявшемся, подготовили все для мгновенного запуска оповещения в соцсетях о пропаже, сделали тему на форуме и формировали экипажи для выезда на поиск. Волонтеры из группы коротких прозвонов обзванивали больницы, – объясняет волонтер.
Поиск на местности совместно с правоохранителями результатов не дал, и тогда была размещена информация в соцсети. Стали появляться сообщения от орловцев о том, что похожего мальчика видели в Заводском районе города.
В первых сообщениях говорилось о том, что его видели в предыдущий день. Одежда на похожем ребенке не совпадала с описанием, и выглядел он, по мнению свидетеля, лет на девять. Несмотря на это, информация обрабатывалась, были отсмотрены записи с камер видеонаблюдения, а время шло. Но наконец поступило то самое сообщение, которое с замиранием сердца ждали сотни людей – буквально час назад был замечен похожий ребенок.
На место оперативно были вызваны сотрудники полиции, которые подтвердили, что это действительно тот самый мальчик.
– Хотелось бы привлечь внимание к тому, что в очередной раз ситуацию осложнила халатность взрослых людей. Расстояние от места пропажи ребенка до города составляет около 30 км вдоль дорог. Это более шести часов пешком для взрослого человека, подростку на этот путь может потребоваться еще больше времени. Мальчик добирался до Орла сначала пешком по полям, а потом, как оказалось, его подобрала попутная машина.
Уважаемые взрослые! Если вы видите на дороге ребенка, который просит его подвезти, позвоните в полицию по номеру 102, в службу спасения 112 или на горячую линию поисковоспасательного отряда «ЛизаАлерт» — 8 (800)7005452! Так вы убережете ребенка и, возможно, спасете чьюто маленькую жизнь! – обратилась Наталья к орловцам.
Анна Александрова