Орловский муниципальный драматический театр «Русский стиль» имени М.М. Бахтина отмечает свое 30-летие. В этот юбилейный год «Орловская городская газета» предлагает читателям заглянуть за кулисы и познакомиться со служителями театра поближе.
Трое в театре
Ольга и Вячеслав Федины – супруги, коллеги, близкие по мировоззрению люди.
Она – актриса театра, Артистка высшей категории.
Он – заместитель директора театра, художник по свету, актер.
Вячеслав и Ольга, конечно же, не единственная супружеская пара в театре, но история их любви кажется особенно трогательной.
– Мы познакомились здесь же, в театре, когда я еще училась на последнем курсе ОГИК, – вспоминает Ольга. – Тогда был очень популярен проект «Театр у камина», в рамках которого мы, студенты, приходили в театр со своими постановками. В тот день в «Русский стиль» должна была идти вовсе не я, но коллега заболела. Вячеслав встретил нас как художник по свету. Мы пообщались по работе, после он нашел меня в социальной сети, а несколькими месяцами позже, когда мне пришла пора определяться с местом работы, по согласованию с Валерием Ивановичем (Симоненко. – Прим. ред.) пригласил меня попробоваться в «Русский стиль».
Предложение руки и сердца своей избраннице Вячеслав сделал прямо на сцене.
– Мы давали программу, приуроченную к 8 Марта, и о том, что я задумал, знали только Бог, директор нашего театра Алексей Станиславович и я, – рассказывает он. – Директор вызвал Олю из зала, и свет погас. Когда он включился снова, на его месте уже стоял я – в костюме, с кольцом и цветами. От волнения забыл, что собирался говорить, но она, к счастью, все поняла и согласилась.
Шесть лет в браке укрепили не только любовь Фединых, но и их связь с «Русским стилем». Дочь Ольги и Вячеслава, Диана, в свои пять лет является не просто преданной поклонницей театра, но уже имеет собственное театральное прозвище.
– У нас ее прозвали Помрежем, помощником режиссера, – говорит Вячеслав. – Она всегда находит себе дело за кулисами, случается, что помогает костюмерам. Были прецеденты, когда я мог не сказать на сцене какоето слово, а она потом меня спрашивала: «Папа, ты почему не сказал? Там же должно быть вот это!». Она отлично знает все наши детские спектакли, с удовольствием смотрит постановки других театров в интернете, живо делится с нами впечатлениями, когда в детский сад приезжают артисты.
Ольга отмечает, что театр стал уже не просто общим делом или страстью, а полноценным членом их семьи.
Традиционный, хотя и порядком избитый вопрос о том, каково это – быть вместе на работе и дома, чету Фединых удивляет и умиляет одновременно.
– Мы видимсято только по вечерам, – смеется Ольга. – Днем заняты каждый своим делом, хотя и работаем в одном месте. При этом мы не несем домой рабочие вопросы, за исключением особенно важных ситуаций, требующих безотлагательного обсуждения.
Вячеслав как заместитель директора в своих формулировках немного строже:
– В театре нет жены или мужа, есть коллеги, которые занимаются общим делом каждый на своем месте, – говорит он. – Валерий Иванович с самого начала учил нас тому, что театр – это прежде всего команда, и это правильно. Это помогает должным образом расставлять приоритеты в моменте.
Такие разные роли
Федины говорят, что театр во многом сделал их теми, кто они есть.
– Я пришел в «Русский стиль» 22летним мальчишкой, сейчас мне 38, и это два совершенно разных человека, – делится Вячеслав. – Этот театр особенный в том числе и потому, что дарит тем, кто ему служит, совершенно особенный опыт, и духовный, и вполне прикладной. Я могу утром исполнять обязанности заместителя директора, потом мы идем красить забор, после делаем стул для спектакля, потом – развести свет, а вечером – на сцену в качестве актера.
Ольга поясняет, что каждый человек, служащий в «Русском стиле», универсален, и иначе быть в этом театре не может и не должно.
– Люди приходят, чтобы отдохнуть, и мы не имеем права подводить их, – говорит она. – Какойто форсмажор, человеческий фактор невозможно предусмотреть и отменить, поэтому все мы можем при необходимости быть костюмерами, художниками по свету, звукорежиссерами и актерами. Это та самая командная работа. Никто никого не заставляет, но мы сходимся на том, что так – правильно по отношению к зрителю и друг к другу.
На просьбу рассказать о том, какой же он, зритель театра «Русский стиль», Вячеслав Федин отвечает так:
– Любимый, любящий и свой. В нашем зале очень легко уловить настрой, с которым пришли люди. И он всегда очень добрый. Они приходят в место, где могут полностью расслабиться и довериться нам.
Так же, как зритель приходит в театр с определенными ожиданиями, со своими ожиданиями приходят служить ему и актеры.
– Я думаю, у каждого есть особенно желанные роли, роли мечты, но случается, что театр преподносит сюрпризы, – говорит Ольга. – Бывает, что о какомто образе даже не помышляла, но он оказывается вдруг невероятно востребован под влиянием времени и обстоятельств. И, примерив его на себя, ты понимаешь: да, это оно! Это нечто особенное и навсегда любимое!
Вячеслав же подчеркивает, что мысли о тех или иных ролях – дело, по крайней мере для него, очень личное.
– Моя жизнь в театре, к счастью, сложилась таким образом, что ко мне приходят роли, о которых я когдато мечтал, – рассказывает он. – Это естественный процесс: даже самые любимые роли приходит пора оставить, вместо них появляются новые. Но даже Ольге я не люблю рассказывать о таком, у меня нет потребности говорить: «Как бы я хотел сыграть вот это!». Это очень сокровенные мысли и мотивы.
Ольга и Вячеслав сходятся во многом, и одна из общих для них истин – в театре нельзя работать, театру можно только служить. А такому театру как «Русский стиль» – и подавно.
Анастасия Извекова