ОГАТ им. И.С. Тургенева готовится к 209-му театральному сезону. Премьерный спектакль по Островскому, который откроет его, станет юбилейным для балетмейстера театра Ларисы Бухвостовой – сотым на ее счету.
Просто о сложном
Одна из самых изумительных возможностей, открывающихся для корреспондентов, пишущих о культурной жизни, – это возможность заглянуть за кулисы театра, увидеть его, театр, таким, каков он на самом деле есть, украдкой подсмотреть за репетициями постановок, о которых зритель пока что знает только из афиш.
Однако сам репетиционный процесс начинает играть новыми красками, если, наблюдая за ним, обратить пристальное внимание на работу балетмейстера.
Лариса Бухвостова – не только профессионал, посвятивший служению ОГАТу более двух десятков лет, не только хореограф и преподаватель. Пяти минут общения с ней наедине достаточно, чтобы понять: Лариса Владимировна – человек, любящий свое дело страстно, истово и светло, умеющий рассказать дилетанту о его нюансах понятно и с удовольствием. Специалист, превосходно понимающий стоящую перед ним задачу, но не склонный кичиться своим неоценимым вкладом в театральную жизнь.
– Вопреки расхожему мнению, балетмейстер занимается не только хореографией, постановкой танцевальных номеров, хотя и это тоже, – рассказывает Лариса Бухвостова. – Я развожу мизансцены, ставлю проходы артистов по сцене. То, как они поворачивают головы, какие жесты делают, куда смотрят – все это забота балетмейстера.
Красота и естественность – вот что Лариса Владимировна считает главным в своей работе.
– Актер может выходить на сцену в комичном или даже гротескно уродливом образе, но я считаю, что он в любом случае должен быть красивым, – продолжает она. – Пластика человеческого тела удивительна, она позволяет нам без слов передать тончайшие оттенки чувств, самые сокровенные мысли, которые неловко озвучивать. В любом концерте то, как артист выходит на сцену, то как он двигается, какую позу принимает – это половина номера. От этого во многом зависит, как зритель воспримет увиденное и услышанное.
Творческий процесс
Над пластическими образами для нового спектакля Лариса Бухвостова не любит думать долго.
– Если крутить и крутить в голове идею, можно представить себе чтото совсем не то, – поясняет она. – Мне проще быть внимательной к тем образам, которые рождаются в первый же момент, когда я слышу музыку. Я отталкиваюсь от того, что если режиссер остановил свой выбор именно на этой музыкальной теме, значит, чтото важное для него в ней есть, и мне нужно почувствовать, найти это и работать именно с этим.
Случается, конечно, что приходится и переделывать, но Лариса Владимировна относится к этому спокойно, называет здоровым рабочим процессом.
– Пластика у каждого человека, у каждого актера разная, степень физической подготовки – тоже, – поясняет она. – Наши артисты в этом плане огромные молодцы, они понимают, насколько важен тренаж и стараются поддерживать себя в хорошей форме. Но темперамент у каждого свой, органика человека индивидуальна. Если мы с актером чтото пробуем, но к 34 репетиции я понимаю, что человек это не «взял», он не смотрится в этом естественно, мы делаем както иначе.
«На всякого мудреца довольно простоты» (12+) станет сотым спектаклем, поставленным Ларисой Бухвостовой на сцене ОГАТ им. И.С. Тургенева.
– Мне даже верится в это с трудом! – смеется она. – Кажется, что только вчера все начиналось. Я не могу сказать, что чувствую нечто особенное по этому поводу, но сам факт, конечно, очень приятен.
Удивительно, но Лариса Владимировна на спектаклях, в создании которых приняла самое горячее участие, практически не бывает и в целом в театр ходит редко, старается не выходить на поклон.
– Возможно, это именно то, что принято называть некоторой профессиональной деформацией, но я не могу расслабиться, когда смотрю фильм или спектакль, начинаю подмечать, как двигаются актеры, обращаю внимание на малейшую фальшь, – делится она. – При этом своим друзьям частенько дарю билеты в театр. Случается, что, увидев ту или иную постановку спустя какоето время, я могу удивиться: «Неужели это тоже делала я?!». Могу счесть, что нужно было сделать подругому. Я думаю, что лучшее место в театре для меня – за кулисами. Здесь я наслаждаюсь процессом, могу погрузиться в него полностью, с головой окунуться в ту реальность, которую мы создаем.
Жизнь как танец
Лариса Бухвостова – профессор кафедры хореографии Орловского государственного института культуры. Помимо прочих дисциплин, она преподает танцы народов мира.
– Есть танцующие и условно не очень танцующие народы, – рассказывает она. – В Венгрии, Испании, Греции танцуют все. В восточной культуре у женщины двигаются преимущественно руки, и это уже немного другое. Во Франции культура танца тоже развита слабо. Элементы национальных танцев разных народов нередко украшают и оживляют спектакли, делают героев более колоритными.
Опираясь на свой опыт и знания, Лариса Владимировна категорически не согласна с утверждением о том, что есть люди, для танца в принципе не предназначенные, «деревянные».
– Танец – это всегда история, это о том, что происходит у человека в душе, о его внутреннем мире, – говорит она. – Классический танец мужчины и женщины – это всегда про притяжение, про близость, страсть, про смелость смотреть стоящему так близко человеку в глаза. Когда мальчик и девочка только учатся танцевать, очень важно научить ее быть нежной и легкой, а его – вести, быть опорой. Вне зависимости от того, будет ли человек танцевать профессионально, это накладывает отпечаток на личность, формирует особую глубину и умение чувствовать. Даже если вы просто двигаетесь под случайную музыку по своей кухне, то, о чем вы думаете в этот момент, отразится в ваших движениях, станет историей, которую вы рассказываете своим телом. Поэтому танцевать стоит и даже нужно всем без исключения.
Анастасия ИЗВЕКОВА