В эти дни пограничный сторожевой корабль I ранга «Орел» отмечает свое тридцатилетие
Как сообщил первый заместитель главы администрации Орла Александр Муромский, в торжествах принимает участие официальная делегация нашего города.
Корабль охраняет государственную границу в Тихом океане и Охотском море. Он имеет необычную судьбу.
Проект «Нерей»
В 70е годы под руководством главного конструктора Александра Шнырова был разработан проект сторожевого корабля для морских частей пограничных войск под кодовым названием «Нерей». Сторожевики предназначались для охраны 200мильной экономической зоны СССР. На новом корабле удалось разместить ангар с постоянным базированием вертолета. Всего до 1991 года в состав морских пограничных частей КГБ вошли шесть кораблей.
Под разными именами
Корабли проекта «Нерей» строились в Керчи, на судостроительном заводе «Залив». 26 сентября 1983 года был заложен сторожевик с именем «Юрий Андропов». В январе 1984 года он был зачислен в списки морских пограничных частей Комитета госбезопасности, а в 1985 году спущен на воду.
Конъюнктура – штука переменчивая, но вечная. И в марте 1986 года корабль переименован в «Имени XXVII съезда КПСС». Под этим именем он и вступил в строй 30 сентября 1986 года. В этот день на судне был поднят флаг пограничных войск КГБ СССР.
Вскоре морские пограничники совершили переход Севастополь – Находка через Индийский океан. В порту приписки сторожевик вошел в состав 16й отдельной бригады Краснознаменного Тихоокеанского пограничного отряда. Корабль приступил к охране государственной границы.
1 января 1993 года в русле очередного изменения «генерального курса» название поменяли на историческое – «Орел», которое носил русский фрегат, ходивший по Волге во времена царя Алексея Михайловича. Впрочем, судьба того «Орла» оказалась трагичной. В 1669 году корабль, который предполагали использовать для охраны русских торговых караванов на Каспии, пришел в Астрахань, где его захватили и сожгли казаки Степана Разина. По другой версии, фрегат в мятежные годы всетаки уцелел и просто сгнил в одной из многочисленных проток дельты Волги.
Мог стать металлоломом
Современный «Орел» едва не повторил судьбу своего предшественника. В 90е годы изза отсутствия финансирования на военных суднах не производили надлежащий ремонт, системы жизнеобеспечения не поддерживались в исправном состоянии. Стоявшие у пирса в бездействии с пустыми топливными танками, они стремительно ветшали. В итоге четыре корабля того же проекта, что и «Орел», базировавшиеся в ПетропавловскеКамчатском и Находке, продали на металлолом. Такая же участь могла постигнуть и «Орел».
В 2002 году руководство пограничной службы России приняло решение передать корабль в ПетропавловскКамчатский. Тогда многие полагали, что сторожевик, простоявший долгое время в бездействии, не способен дойти до Камчатки. Но команда «Орла» успешно справилась с очередным переходом. Кстати, восстанавливая и готовя корабль к походу, рабочие ОАО «Находкинский судоремонтный завод» большую часть работ выполнили бесплатно. Этот поступок иначе, как гражданским подвигом, назвать трудно.
14 апреля 2002 года «Орел» приступил к охране государственной границы и морских биоресурсов на северовостоке России. Сегодня «Орел» один из лучших и наиболее результативных кораблей пограничного управления. Он продолжает стоять на страже экономической и политической безопасности государства на его северовосточных рубежах. На счету экипажа многочисленные задержания нарушителей госграницы и экономической зоны.
Командир «Орла» капитан I ранга Алексей Тимохин, офицеры, делают все возможное, чтобы корабль еще долгое время успешно нес морскую службу.
Дружба города и корабля
В мае 2002 года был заключен договор о дружбе и сотрудничестве между пограничным сторожевым кораблем и администрацией города Орла.
В течение многих лет орловцы по целевому набору направляются служить на сторожевик. А моряки регулярно приезжают к нам на празднование Дня города.
По просьбе городской администрации экипаж взял шефство над школой № 31, которая славится своими военнопатриотическими традициями. Юнармейцы наладили переписку с экипажем «Орла», отправляют морякам посылки с книгами, поделками, изготовленными своими руками. В ответ они получают экспонаты для музея Боевой славы. Примечательно, что школьный музей был открыт в 1986 году, в один год со спуском на воду и вступлением в строй корабля «Орел».
Когда встал вопрос о подарках для экипажаюбиляра, решили выполнить просьбу командира корабля – изготовить специальный памятный нагрудный знак – вещь эксклюзивную, рассчитанную на долгую память. Его изготовление в количестве 250 единиц поручили ЗАО «Феодоровский завод АВ». Заказ профинансировали депутаты Орловского городского совета Александр Родин и Олег Карпиков.
Олег Карпиков, депутат горсовета:
– Поддерживать патриотические чувства нужно не словом, а делом. Проявить уважение к экипажу славного корабля, сделать им приятный подарок в юбилейные дни – наша обязанность. И здесь депутаты не должны оставаться в стороне.
Александр СЕМЕНОВ