9 ноября в Орловском краеведческом музее открылась фотовыставка Ольги Шевцовой «Мастера и мастерские» (12+).
Авторский взгляд
Ольга Шевцова – юрист и экономист. Фотография для нее – хобби, унаследованное от отца, однако к своему увлечению она подходит не просто серьезно. Она вкладывает в него душу и непрестанно совершенствует свое мастерство.
В 2019 году Ольга стала членом фотоклуба «Перспектива» в Белгороде, в 2021 году – членом Орловского фотографического общества. Она участница фотофестиваля «Экология души» (6+), проходившего в Болхове в 2021, 2022 и 2023 годах, ее работы были отмечены дипломом Орловского союза журналистов и грамотой Орловской и Болховской митрополии. Сделанные ею снимки можно было увидеть на выставке «Обыкновенный Орел» (6+) в 2021 году. Ее персональная фотовыставка, экспонировавшаяся в мемориальной мастерской Георгия Дышленко в 2022 году, вызвала живой интерес у орловских мастеров и ценителей фотографии.
Любимые направления Ольги: жанровая фотография, натюрморты, портреты, пейзаж, стритфотография.
Идея запечатлеть мастеров, художников, фотографов, музыкантов в святая святых – их мастерских – стала для Ольги своего рода новым этапом, очередной ступенью развития на ее творческом пути.
– Мастерская – это место, где царит волшебный дух творчества. Место, где раскрываются таланты и рождаются шедевры. Удостоиться доверия мастеров и возможности снимать там, заглянуть в настолько личное пространство, это очень интересно и понастоящему ценно, – рассказывает Ольга Шевцова.
На ее фотографиях запечатлены мастерские орловских и белгородских мастеров.
Так, художник Анатолий Федай отмечает, что для него работы Ольги и ее интерес к его мастерской, с одной стороны, почеловечески лестны, с другой – имеют вполне материальную ценность.
– После того, как Ольга побывала у меня в гостях, я сменил мастерскую, – делится он. – Когда снимки были готовы, она подарила мне фотографии, и они дороги мне не только потому что красивы и представляют художественную ценность. Это память о той мастерской. Более того, в ее объективе предметы, казавшиеся мне самыми обыкновенными или просто забавными, играют новыми красками.
Ольга полагает, что один из самых интересных снимков был сделан ею в мастерской Гиви Калмахелидзе.
– Я просто фотографировала мастерскую Гиви Дмитриевича, но, кажется, у меня совершенно случайно получился снимок, на котором запечатлена сама душа художника, – говорит она. – Он невероятно органичен в своей мастерской, между ними есть особая связь.
В свою очередь Гиви Калмахелидзе об Ольге Шевцовой и ее работах отзывается с очевидным восторгом.
– Я никогда не думал, что моя мастерская может быть настолько чарующей. Знать, что ее видят такой, очень и очень приятно, – говорит он. – По своему опыту я знаю: если художник находится в окружении талантливых людей, он развивается, растет, совершенствуется непрестанно. Само общество, в котором он вращается, способствует этому. Насколько я вижу, Ольга умеет выбирать для себя такое окружение и умеет получать удовольствие от этого непрестанного движения вперед, от глубины собственного взгляда.
Пространство творчества
Сама идея показать мастерские, в которых творят художники, свежа и, как свидетельствуют отзывы гостей выставки, интересна.
Снимки, сделанные Ольгой Шевцовой, повествуют не о людях в интерьере и даже не о том, чем окружают себя мастера, стремясь создать пространство, в котором могут найти вдохновение.
Запечатленные ею мастерские – это почти что самостоятельные герои ее снимков.
Экспозиция позволяет зрителю заглянуть в своего рода закулисье, туда, где создаются полотна и произведения, которыми они могут любоваться впоследствии. В то самое личное пространство, где всякий художник оказывается перед чистым листом бумаги, где чтото у него может не получаться или, напротив, обретать новый смысл.
Примечательно, что сама являясь мастером фотографии, Ольга умеет снимать беспристрастно и вместе с тем – с глубоким пониманием предмета своего интереса. Эта профессиональная и человеческая чуткость ощущается буквально во всем – в композиции, в цветах, в безупречности выбранных для съемки моментов.
У зрителя, осматривающего выставку без напряжения и спешки, могут возникнуть странные смешанные чувства. С одной стороны, чудится, что подсматриваешь в замочную скважину, через приоткрытую дверь заглядываешь туда, куда посторонним хода нет и быть не должно. С другой – появляется ощущение, что знакомишься с мастером, чьи работы уже имел возможность оценить, ближе, узнаешь его как человека.
– Я полностью согласна с тем, что мастерская отражает личность, душу, натуру мастера, которому она принадлежит, – говорит Ольга. – Все эти люди, художники, музыканты, они очень разные, каждый из них – яркая индивидуальность. Мне кажется, во многом благодаря этому они стали теми, кем являются сейчас. Им есть что сказать зрителю. Но что их точно объединяет, это настоящая глубокая преданность искусству. Мастерская – это своего рода портрет мастера, способный очень много рассказать о нем. В мастерской находят отражение и чувство юмора, и мечты, и острые для человека вопросы, и самые сокровенные моменты.
Побывав в мастерской художника, пусть даже опосредованно, с помощью фотографий, на уже знакомые работы зритель начинает смотреть иначе. Чуть лучше представляется история их появления и атмосфера, в которой они создавались, тоньше и ярче ощущается настроение, в котором работал мастер.
Фотовыставка Ольги Шевцовой интересна как проект документальный и вместе с тем художественный. Он рассказывает о людях, их душах, способах построения отношений с миром и месте творчества в жизни человека.
Ознакомиться с экспозицией можно в течение месяца со дня ее открытия.
Анастасия Извекова