В Туристском информационно-выставочном центре Орла можно увидеть персональную выставку народного художника РФ, академика Российской академии художеств Дмитрия Белюкина «Памятник нерукотворный…» К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина» (6+).
С благоговением и трепетом
Дмитрий Белюкин по праву считается современным классическим живописцем «широкого профиля». Он признанный мастер тонкого одухотворенного пейзажа, исторической жанровой живописи, глубокого психологического портрета, живописной и графической книжной миниатюры.
Дмитрий Анатольевич работает в традициях русской классической школы живописи. Его произведения созданы с безусловной исторической точностью, с тем любованием деталями и смысловым подтекстом, которые позволяют зрителю погрузиться в их вдумчивое изучение.
– Я очень люблю историю, но, работая над картинами из жизни ХVIII – ХIХ веков или более ранних эпох, все равно говорю о дне сегодняшнем, нашей боли и радости, – рассказывает он. – История современна – все повторяется. Для меня прошлое нашей великой страны живо, все пульсирует: то в одной, то в другой эпохе вспыхивают яркие личности, замечательные по художественной красоте и силе события.
Преданные поклонники творчества Дмитрия Белюкина и люди, знакомящиеся с его картинами впервые, сходятся в том, что от его работ веет необыкновенным теплом, как будто автор рассказывает своими полотнами о чемто глубоко личном, задевшем его за живое. При этом сам художник подчеркивает, что для него немыслимо воспринимать историю просто как набор фактов.
– Важно, чтобы художник был влюблен в своих персонажей, относился к сюжету, который воплощает на холсте, с трепетом и благоговением, – делится он. – Любая небрежность здесь неуместна. Сам процесс, сам факт глубокого погружения в сюжет, над которым работает художник, способствует тому, что в картинах появляется это тепло. Впрочем, если говорить именно о тонких профессиональных моментах, необходимо соблюдать правильность и достоверность цветов, которые используются. Какой бы теплой ни была работа по ощущениям, нельзя солгать, выбирая эти цвета.
Огромный интерес для Дмитрия Белюкина представляют святые для православных людей места. Он писал портреты церковных иерархов, монахов, пейзажи с видами монастырей России, Афона, Иерусалима и Святой Земли, интерьеры храмов и часовен. Во время своих паломнических поездок создал внушительный цикл работ, который постоянно пополняется новыми произведениями.
– Пейзажи святых мест – это взгляд издалека с надеждой и радостью, это ожидание чуда. При непохожести ландшафтов, архитектуры и внутреннего убранства монастырей и обителей они все невероятно живописны и красивы. Очевидно потому, что святыня не бывает некрасива, – говорит он.
Особое место в творчестве Дмитрия Белюкина занимает пушкинская тема: Пушкин в разные периоды его жизни, пейзажи Тригорского и Михайловского. Постоянное возвращение к произведениям любимого поэта и детальное изучение культуры первой четверти XIX века подтолкнули художника к созданию серии произведений, отражающих мир Пушкина и его эпохи. Этот цикл представлен на выставке 28ю картинами.
В целом же главной героиней всех своих картин Дмитрий Анатольевич считает Родину, и в частности – орловский край. Само понятие «Родина» для него многогранно и подразумевает не только хорошо знакомый уголок земли. Это вся Россия, представленная в многочисленных пейзажах и исторических полотнах широко и мощно.
Пейзажи Белюкина дышат гармонией лирического переживания и раздумья, в них авторская эмоция и жизнь природы оказываются нерасторжимо связаны и трогательно едины.
Верность себе
Экспозицию, представленную в Туристском информационновыставочном центре, составили 68 живописных полотен.
– Живописцу нужно напряженно трудиться, ежедневно работать над картинами. Картина непременно должна быть проработанной и цельной, завершенной, с неразмытым смыслом. Зрителя нужно уважать настолько, чтобы он мог любоваться работой и издалека, и разглядывать вблизи. Это ведь мистика, своего рода таинство, когда из смешения красок на полотне вдруг появляются туман, снег, сумерки, закаты и восходы, – говорит Дмитрий Анатольевич. – Бывает, что большой пейзаж пишешь на одном дыхании по этюдам за месяц. Случается, что работа откладывается на неделю, месяц или даже год, если художник понимает, что чтото в ней не так. Представьте себе врача, который выписывает лекарство, не поставив диагноз. Подобное может кончиться весьма плачевно. Точно так же и художник, заметив изъян на холсте, должен проанализировать, понять, в чем конкретно он заключается, а уже после работать над его исправлением осознанно.
Не требовать наград, не возводить в культ саму возможность получения гонорара – в этом Дмитрий Белюкин неотступно следует заветам Пушкина. Будучи мастером, он свято убежден в том, что как бы ни менялась жизнь, фундаментом будущего остаются культура, характер и традиции народа.
– Какие бы течения и направления ни возникали в искусстве, классическое направление никто и никогда не сможет отменить, – подчеркивает он. – Классика гармонична сегодняшнему дню, и максимально приблизиться к этой гармонии – моя непосредственная задача. Каждый художник должен честно завоевывать сердце своего зрителя только кистью и красками. И главное условие для художника – искренность. В своих работах я старался быть честным и искренним.
Анастасия Извекова