Реализовывать проекты по созданию импортозамещающей продукции в различных отраслях промышленности, в том числе фармацевтической и химической, поможет новый механизм «частной инициативы». Она предусматривает возможность реконструкции частных промышленных объектов через механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Это прописано в законопроекте, который внесли в Госдуму.
Эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Илья Шалаев поясняет, что планируется реконструировать частные промышленные предприятия через ГЧП. Согласно документу, частные объекты могут быть реконструированы с применением механизмов ГЧП при некоторых условиях. В частности, проекты должны соответствовать перечню производств и услуг для технологической независимости России, а стоимость реконструкции объекта должна составлять не менее 10 миллиардов рублей. Причем не менее 15% от общего объема финансирования должны составлять собственные средства частного партнера. Это, согласно пояснительной записке, «подтвердит серьезность его намерений, позволит более грамотно подходить к структурированию проекта ГЧП и снизит риски досрочного расторжения соглашения о ГЧП». Объем финансирования публичным партнером строительства или реконструкции, эксплуатации и технического обслуживания объекта соглашения о ГЧП не должен превышать в совокупности объема финансирования за счет собственных средств частного партнера и заемных средств и (при наличии) размера платы частного партнера за период действия соглашения.
Одновременно предусматривается, что в случае реализации проекта ГЧП земельный, лесной участок, водный объект или его часть, участок недр могут принадлежать на момент заключения соглашения о ГЧП частному партнеру на праве собственности. Вместе с тем в целях соблюдения принципов конкуренции и обеспечения прозрачности процедур законопроектом предусматривается заключение соглашения о ГЧП в рамках механизма «частной инициативы», что «позволит частному инвестору представить свое предложение и заключить соглашение ГЧП в случае непоступления предложений от иных заинтересованных лиц». Сейчас без поддержки со стороны бюджета такие проекты не могут быть реализованы инвестором.
Обобщив вышеизложенное, отметим, что документ направлен на совершенствование механизма ГЧП в целях его применения в промышленности. Он устанавливает возможность реализации проектов ГЧП в сфере промышленности в отношении реконструкции частных промышленных объектов и создания промышленных объектов на находящихся в частной собственности земельных участков. Причем это касается проектов, направленных на выпуск продукции, обеспечивающей технологическую независимость РФ от иностранных компаний. В настоящее время возможность реализации проектов ГЧП в сфере промышленности допускается лишь в отношении объектов, находящихся в государственной собственности и расположенных на государственных землях. Законопроект разрешает применять механизм ГЧП и в отношении частных промышленных объектов, одновременно устанавливая закрытый перечень критериев, которым должен отвечать проект. Так, он должен соответствовать требованиям к проектам технологического суверенитета или структурной адаптации экономики РФ, установленным правительством.