Изменения в ряд положений закона о банкротстве (Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (последняя редакция)) будет рассматривать Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. С 300 тысяч до 2 миллионов рублей предлагается повысить минимальную сумму долга для подачи кредиторами иска о банкротстве юридического лица. А для естественных монополистов, а также стратегических и сельскохозяйственных предприятий порог для обращения в арбитраж следует поднять с 500 тысяч до 3 миллионов рублей. Такие нормы содержатся во внесенном в Госдуму законопроекте, подготовленном Верховным судом.
Эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Илья Шалаев раскроет особенности повышения минимальной сумму долга для банкротства юридических лиц.
В первоначальной редакции Закона о банкротстве в 2002 году были установлены следующие пороговые значения для возбуждения дела: для граждан — 10 тысяч рублей, для организаций — 100 тысяч, для специальных субъектов (естественных монополистов, стратегических и сельскохозяйственных предприятий) — 500 тысяч рублей.
Предполагалось, что пороговое значение возрастало в зависимости от масштабов экономической деятельности должника и важности решаемых им задач для государства. В результате точечных изменений, внесенных в закон о банкротстве за минувшие годы, данная логика необоснованно утрачена. В настоящее время минимальная сумма 300 тысяч рублей для банкротства организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, является меньше суммы (500 тысяч рублей), необходимой для возбуждения дел о банкротстве граждан, экономическая деятельность которых, как правило, менее масштабна. В законопроекте предложено устранить указанный недостаток правового регулирования. Теперь с учетом роста инфляции, потребительских цен и судебных расходов минимальный долг для подачи иска в арбитраж для юридических лиц составит два миллиона, для спецсубъектов — три миллиона рублей.
Рост суммы по мнению авторов законопроекта, также должен пресечь злоупотребления со стороны аффилированных кредиторов. Они возбуждают дела о банкротстве на основании вступившего в законную силу решения суда по упрощенному или приказному производству, чтобы предложить свою кандидатуру арбитражного управляющего и получить контроль над делом. А страдают от этого независимые кредиторы.
Кроме того, планируется внести и другие поправки в закон. Например, предлагается унифицировать процедуру обжалования решений. Действующие редакции Арбитражного процессуального кодекса и Закона «О банкротстве» (ст. 61) предполагают три режима обжалования банкротных определений. Авторы поправок хотят ввести единый месячный срок на апелляцию. Кроме того, участникам процесса предоставят возможность обжаловать эти постановления в кассационном порядке по всем категориям споров (за незначительным исключением). Также, упростить банкротные процедуры по определенным категориям обособленных споров за счет расширения применения так называемого документарного судопроизводства. Например, в спорах о включении требований в реестр, об освобождении от обязанностей арбитражного управляющего по его заявлению, о распределении судебных расходов и так далее судья при отсутствии возражений участвующих в деле лиц сможет принимать существенную часть судебных актов без проведения заседания, подготовив только резолютивную часть определения.
Обратим внимание на сложившийся диспаритет. Если для граждан увеличили сумму долга для возбуждения дела о банкротстве до полумиллиона рублей, то для юрлиц действуют прежние нормы. Понятно, что порог банкротства граждан, пусть даже участников каких-то экономических отношений, не может быть выше, чем юридического лица, который ведет многомиллионную финансово-хозяйственную деятельность.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что целесообразность и своевременность применения законотворческих инициатив в области института банкротства в Российской Федерации для как физических, так и юридических лиц обусловлены несколькими факторами. Закон о банкротстве обеспечивает защиту прав должников и кредиторов, предоставляя механизмы для решения финансовых проблем без применения экстремальных мер, таких как конфискация имущества или уголовное преследование. Институт банкротства дает возможность для вновь созданных или потенциально успешных предприятий использовать ресурсы и капитал, прежде всего в виде кредитов, с уверенностью в том, что в случае неудачи будет предоставлена возможность начать с чистого листа. Закон о банкротстве влияет на регулирование рынка, способствуют снижению рисков и стимулируют ответственное ведение бизнеса, так как они устанавливают правила игры для кредиторов и должников, создавая более стабильную экономическую среду. Фактор обновление и реструктуризации, заключается в том, что банкротство позволяет физическим и юридическим лицам перестроить свои финансовые обязательства, уменьшить долги и начать новый этап в своей финансовой жизни или бизнесе. Применение закона о банкротстве способствует справедливому и прозрачному разрешению финансовых споров, обеспечивая равные возможности для должников и кредиторов. Таким образом, использование законодательных инициатив в области института банкротства является важным инструментом для обеспечения финансовой устойчивости и развития как хозяйствующих субъектов, так и экономики в целом.