В конце марта орловские театралы увидят долгожданную премьеру – спектакль «Собачье сердце» (16+) по повести Михаила Булгакова на сцене ОГАТ им. И.С. Тургенева ставит режиссер из Москвы Сергей Дьячковский.
Огромный интерес
О том, что на сцене ОГАТа скоро будет поставлено «Собачье сердце», директор театра Елена Казакова рассказала в интервью «Орловской городской газете» в конце прошлого театрального сезона. Звонки и многочисленные вопросы о том, когда можно будет приобрести билеты, начали поступать в театр сразу же после публикации. Время, прошедшее после короткого анонса, показало, что интерес орловских зрителей к Булгакову огромен.
Премьера «Собачьего сердца» назначена на 29 марта. Сейчас, когда работа над спектаклем в самом разгаре, не все подробности можно раскрывать, но ясно уже одно: причастные к его созданию люди объединены идеей сделать «Собачье сердце» той самой полюбившейся многим булгаковской историей, но поданной ярко, в какомто смысле даже неожиданно, но так, чтобы они была интересна и людям старшего поколения, и совсем молодым зрителям.
Знаковая роль
Роль профессора Преображенского в новой постановке досталась Александру Козлову.
С одной стороны, ничего удивительного в этом нет, ведь Козлов – не просто талантливый, но и один из самых любимых зрителями и востребованных режиссерами актеров орловского театра.
С другой – перспектива увидеть в образе Филиппа Филипповича человека молодого кажется весьма интригующей даже тем, кто уже посвящен в подробности того, каким станет спектакль.
– Это невероятно интересно и до определенной степени страшно, – рассказывает Александр. – Роль профессора Преображенского в какомто смысле идет в разрезе с моим сложившимся амплуа, с моей психофизикой и ожиданиями зрителей. Вместе с тем это та роль, о которой можно только мечтать. Вопервых, потому что актер не может оставаться в одном и том же амплуа постоянно. Личное, а как следствие, и профессиональное развитие предполагает перемены и эксперименты. Жизненно необходимо пробовать разное. Насколько хорошо это получится – ответит только зритель. Вовторых, конечно же, зритель будет сравнивать увиденное на сцене и с повестью Михаила Булгакова, и с непревзойденным фильмом Владимира Бортко, а мы не ставили себе целью коголибо или чтолибо копировать, постановка будет целиком и полностью оригинальной. Втретьих, и, пожалуй, главных – для меня оказаться занятым в спектакле по Булгакову означает достичь определенной ступени в карьере и в жизни. Эта ступень очень значимая, это момент, в который актер может взглянуть на себя поновому: чтото переоценить или открыть для себя новые горизонты. Для себя я понял совершенно точно: если в списке сыгранных мною ролей есть роль в спектакле по Булгакову, значит профессию я выбрал правильно.
Вокруг различных постановок по произведениям Михаила Булгакова традиционно рождается множество слухов.
Александр Козлов говорит, что он не суеверен и мистических совпадений не боится. Однако при этом он убежден, что осознания, к которым приходят актеры, играющие булгаковских героев, могут стать понастоящему судьбоносными.
– Что касается роли профессора Преображенского, это ведь и про вечный спор о сочетании гения и злодейства, и про способность признать собственную ошибку и исправить ее, и о том, что даже самый великий, самый исключительный человек, превосходящий своими талантами большинство людей, не способен встать выше законов природы и законов мироздания. Попытки сделать это ни к чему хорошему не приводят.
Личное и профессиональное
Александр Козлов – актер не просто востребованный. Обсуждая постановки с его участием в театральном фойе, поклонницы неизменно называют его еще и одним из самых желанных мужчин, служащих театру.
На вопрос о том, каково ему живется со знанием об этом, Александр отвечает со смехом:
– От этого даже немного неловко, но это и невероятно лестно. В юности, когда я только собирался стать актером, меня захватывала сама идея о том, как много жизней можно прожить на сцене. В процессе учебы я в полной мере осознал, каких вложений это от меня потребует. Любой, кто хочет связать свою жизнь с театром, быть актером, обязан делать, делать и еще раз делать. Это касается и профессионального мастерства, и физической формы, и освоения новых навыков. Если в послужном списке появляются новые роли, если зритель дает положительный отклик на то, что я делаю, это повод для меня сделать вывод о том, что стараюсь я не зря, что двигаюсь в верном направлении. В то же время это очень яркое напоминание о том, что замереть, остановившись на некоем плато, или тем более сделать шаг назад не получится. Это стимул продолжать в том же духе и не бояться пробовать новое.
Не все поклонники актера Александра Козлова знают, что он еще и весьма достойный художник. Увлекшийся живописью еще в подростковом возрасте Александр сегодня сосредоточен на написании портретов.
– Я бы не стал называть это увлечение в прямом смысле своим хобби, – делится он. – Мне нравятся портреты, потому что зачастую именно они помогают раскрыть личность человека, поделиться своими впечатлениями от знакомства с ним. Я убежден, что некрасивых людей не бывает, но есть люди особенные, с «изюминкой» – во время общения с ними возникает особенное ощущение, то, что хочется запечатлеть. Такие портреты я пишу просто для удовольствия, чтобы переключиться и отдохнуть. Это занятие, с одной стороны, помогает расслабиться, с другой – освежает восприятие, помогает смотреть внимательнее и глубже не только на живых людей, но и на героев, которых играю.
Анастасия ИЗВЕКОВА