6 марта в Информационно-выставочном центре Орловской области открылась традиционная выставка произведений женщин-художников (6+), посвященная Международному женскому дню 8 Марта. История этой выставки насчитывает более сорока лет, и художница Галина Дрей – одна из тех, кто регулярно принимает в ней участие.
Неженское дело
Сегодня Галине Федоровне 75 лет. Она пишет картины, с радостью выставляется, продолжает совершенствоваться как художник, и абсолютно убеждена в том, что предела этому совершенству и той радости, которую она испытывает, занимаясь любимым делом, нет.
Единственное, о чем Галина Дрей, по ее собственному признанию, сожалеет, так это о том, что не посвятила живописи всю свою жизнь.
Окончив Ярославское художественное училище, она два года работала на Рыбинском заводе полиграфических машин. После, уже вернувшись в Орел, – 26 лет на часовом заводе, сначала оформителем, после расписывала сувенирные часы. Потом был юридический институт, мебельная фабрика, библиотека им. И.А. Бунина.
Полностью посвятила себя живописи Галина Федоровна лишь выйдя на пенсию.
– Я уехала в Ярославль 15летней девчонкой, – рассказывает она. – В художественное училище в то время поступали преимущественно парни. Я помню, как один из преподавателей сказал нам, девочкам, прямо: «Лучше вам забрать документы и вернуться домой. Художник – мужская профессия, девушкам бессмысленно ее получать». Художнику нужно пространство и время, чтобы заниматься искусством, очень часто ему бывает необходимо отстраниться от быта. С опытом я убедилась в том, что до определенной степени женщине действительно сложнее найти время, ведь, помимо работы, она заботится о семье, занимается детьми, но поняла я и другое: от того, что любишь понастоящему, от своей мечты отказываться нельзя.
Нежность и красота
Чаще всего Галина Дрей пишет цветы.
– Небольшой сад был разбит под окнами моей первой мастерской, той, которую я сняла, решив, что буду заниматься живописью всерьез, – поясняет она. – Для меня цветы – это удивительное явление. Нежное, хрупкое, но вместе с тем способное пробудить в человеке невероятные по силе эмоции и всколыхнуть чувства. В этом смысле цветы похожи на женщин. Мне очень интересно писать пейзажи, но это сложнее. Мне неловко работать публично, не всегда удается выйти на пленэр. Я пробовала снимать понравившиеся пейзажи, чтобы после писать по фотографии, но обнаружила в этом и плюсы, и минусы. С одной стороны, природа слишком неповторима, чтобы можно было ожидать абсолютной достоверности от картин, написанных по снимкам. С другой – каждая картина, каждый пейзаж на холсте преображается. Это всегда до определенной степени взгляд и впечатления самого художника. Когда мне выпала возможность попробовать писать без спешки на природе, я в полной мере ощутила разницу между работой с натуры и работой по фотографии. Впрочем, ученые утверждают, что разные люди поразному воспринимают один и тот же цвет. Любая картина – это всегда творчество, всегда – капля волшебства.
Для своих близких Галина Дрей с большой любовью пишет портреты.
– Один из моих любимых – это портрет моих друзей, Николая и Лидии Перовских, – говорит она. – Мы знакомы уже сорок лет. Николай Михайлович был поэтом, дружил со многими художниками. Даже когда его не стало, Лидия Ивановна продолжала посещать все открывавшиеся в Орле выставки, пока у нее была такая возможность. Сегодня она не выходит из дома, и мы с ней обе смотрим на этот портрет с особенной нежностью, ведь в этом году Николаю Перовскому исполнилось бы 90 лет.
Важное послание
В традиционной выставке произведений женщинхудожников, посвященной 8 Марта, могут принять участие все женщины, занимающиеся тем или иным художественным творчеством: живопись, графика, скульптура, декоративноприкладное искусство, фотография, дизайн. Членство мастериц в творческих Союзах профессионального уровня не важно.
Работы Галины Дрей входят в экспозицию ежегодно, но ведет художницу отнюдь не тщеславие или желание заработать на своем творчестве.
– Я достаточно давно занимаюсь живописью именно для радости, мои знакомые об этом знают. Многие меня поддерживают и стараются вдохновить, но нетнет, а находятся те, кто спрашивает: «Когда ты уже, Галя, успокоишься?», – делится Галина Федоровна. – Слыша такое, я иной раз задумываюсь: быть может, и правда, пора? Однако такие сомнения для меня мимолетны. Я не хочу «успокаиваться», я наслаждаюсь тем, что делаю, всей душой. Моя мечта сейчас, та цель, ради которой я принимаю участие в выставках – я очень хочу, чтобы эти картины увидела какаянибудь юная девушка, которая только раздумывает, может ли она быть художником? Или правы те, кто отговаривает ее от этой профессии? Я мечтаю, чтобы такая девушка посмотрела на эти картины и поняла: ни в коем случае нельзя отказываться от того, что любишь. Если есть мечта, нужно сделать все для ее воплощения.
Анастасия ИЗВЕКОВА