В 2024 году народный театр «Ювента» ОГУ им. И. С. Тургенева отмечает свое 25-летие.
Творческий процесс
За четверть века существования «Ювенты» в репертуаре были и остаются самые разные спектакли: философские, трагические, смешные, трогательные.
Художественный руководитель и бессменный режиссерпостановщик театра Наталья Смоголь подчеркивает, что для нее театр в целом – это прежде всего искусство слова, а сила слова, как известно, невероятно велика.
– Каждый свой спектакль мы представляем в среднем 1015 раз. В профессиональном театре такое количество показов называется «разгон», для нас же, как правило, это вся жизнь постановки, – рассказывает она. – Я всегда за разнообразие, за возможность выбирать жанры и формы, но вместе с тем я думаю, что театр разительно отличается, например, от цирка, в котором артисты выполняют сложнейшие трюки на пределе человеческих возможностей, и от концерта, куда зрители приходят ради красивого пения. Со словом можно работать очень тонко. Правильно и вовремя сказанное слово способно затронуть в душе человека струны, о которых он сам не подозревал, пробудить чувства, испытав которые, он никогда не станет прежним.
Актеры «Ювенты» – преимущественно студенты, и так повелось, что в год театр ставит, как правило, два спектакля – в начале и в конце года учебного.
Ближайшая премьера уже запланирована – спектакль по книге Иоанны Хмелевской «Все красное» (16+) театр собирается представить в конце апреля.
– Для меня процесс рождения нового спектакля это всегда мучительно. Каждый раз кажется, что так сложно не было еще никогда и ни с одним произведением, что ничего не получится, что все не так, что мы не справимся. Друзья и знакомые даже посмеиваются над тем, что «сложно как никогда» со мной случается, как минимум раз в год, – продолжает Наталья Смоголь. – С постановкой, над которой мы работаем сейчас, точно так же. Это самоесамое начало, когда у нас есть сюжет, есть слова, но еще не чувствуется атмосфера спектакля. Пока мы ищем правильные интонации, пытаемся выстраивать историю, которую хотели бы рассказать. Думаем над музыкальным оформлением, пробуем и отметаем варианты. Я не знаю, как назвать это правильно, быть может, волшебство, но всякий раз получается так, что спектакль с определенного момента начинает будто складываться сам. Находятся правильные акценты и музыка, самое верное, на наш взгляд, обрамление возникает штрих за штрихом. Иоанна Хмелевская – популярный автор, родоначальница иронического детектива. Ставить спектакль по книге – это, конечно, далеко не то же самое, что ставить по пьесе. Нам пришлось поработать над текстом, над сюжетом, над героями. Надеюсь, нам удастся зрителя и удивить, и увлечь.
Особая отв22етственность
Режиссерский подход Натальи Смоголь тоже особенный.
– Если честно, я даже немного завидую режиссерам, которые, приходя на первую читку, уже имеют четкие представления о том, каким станет спектакль, и дальше движутся по этой стратегии, – говорит она. – У меня так не получается, и наверное, это до определенной степени хорошо. Я считаю, что способная вызвать у зрителя живой отклик история – это всегда плод совместной работы режиссера, актера и героя. Это результат поиска образа и его интерпретации.
О том, как именно выбираются произведения, на основе которых рождаются спектакли «Ювенты», Наталья Смоголь рассказывает так:
– Орел, к счастью, город театральный, у зрителей, с одной стороны, есть то, что называется насмотренностью. С другой, отправляясь в театр, люди понимают, куда они идут и готовы к определенным переживаниям и духовной работе. Любительский театр не может и не должен становиться исключением. Веселье и зрелищность – это прекрасно, они обязательно должны быть! Но их не должно быть слишком много. Точно так же нельзя топить зрителя в философских изысканиях и жизненных драмах – этого и в реальности хватает с лихвой. Нам удается показывать разные грани человеческой натуры. Возможно, в какойто мере знакомить зрителя с собой, давать ему возможность чуть иначе взглянуть не только на себя, но и свое окружение.
Актерский состав «Ювенты» по понятным причинам быстро меняется – одни студенты выпускаются из вуза, на их место приходят новые.
– Мы вместе по 4 – 6 лет, и сама по себе специфика работы над спектаклем такова, что мы становимся очень близкими людьми, – говорит Наталья Смоголь. – У меня есть друзья из тех, кто когдато играл в этом театре. Прошли годы, они давно стали взрослыми самостоятельными людьми, но эта близость никуда не девается. «Ювента» уже стала своего рода брендом Орла. Сейчас обсуждается вопрос о нашей поездке в Москву на выставку «Регионы России» на ВДНХ. Нас приглашают на фестивали, и хотелось бы на них ездить. Для нас это было бы прекрасной возможностью, потому что для любого театра выезжать, представлять свои спектакли новой аудитории, вращаться в профессиональной среде – это рост. Делать то, что называется: «Других посмотреть, себя показать». Это положительно влияет на кругозор во всех смыслах. Любительский театр отличается от профессионального уже хотя бы тем, что у нас другие технические возможности, декорации. Мы можем развернуть их практически где угодно. При этом мы все согласны с тем, что ответственность перед зрителями на нас лежит на меньшая. Зритель ведь нам ничем не обязан. На дворе XXI век, у всех есть целая жизнь в телефоне – переписка, книги, развлечения. Если во время спектакля в борьбе за внимание человека, сидящего в зрительном зале, побеждает телефон, значит, это мы чегото не смогли. Максимальная длина нашей постановки – полтора часа. Обычно мы стараемся делать спектакли короче, но над каждым из них стараемся работать так, чтобы зрителю хотелось смотреть именно на сцену.
Анастасия Извекова