29 марта в ОГАТ им. И.С. Тургенева впервые показали спектакль по повести Булгакова «Собачье сердце» (16+) в постановке Сергея Дьячковского.
Творческий союз
В орловском театре московский режиссер Сергей Дьячковский ставит уже в четвертый раз.
Спектакли «Укрощение строптивой» (12+), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (12+) и «Аристократы поневоле» (12+) успели полюбиться зрителю, и есть все основания полагать, что «Собачье сердце» не станет исключением.
За месяц до премьеры актер Александр Козлов, воплотивший на сцене профессора Преображенского, отметил в интервью «Орловской городской газете», что у постановочной группы нет намерения копировать всем, вероятно, известный фильм Владимира Бортко, но есть намерение сделать постановку абсолютно оригинальной.
Теперь, когда первые показы спектакля состоялись и прошли с аншлагом, можно смело говорить, что воплотить этот замысел театру удалось.
– Мы не меняли текст, не меняли сюжет, но постарались показать эту историю так, как видим ее мы, – говорит Сергей Дьячковский. – У каждого человека есть собственное впечатление от прочитанного и от увиденного, это не секрет. Я хотел этим впечатлением поделиться.
Первых зрителей ждали сразу несколько сюрпризов. Вопервых, неожиданностью для многих стал тот факт, что профессора Преображенского, которого мы привыкли знать умудренным годами человеком, играет молодой актер.
– Мы постарались поднять тему молодого гения. И мне показалось, что Александр как актер готов к такой роли, ему пора ее сыграть, – продолжает режиссер. – Когда я перечитывал повесть перед тем, как ставить спектакль, у меня сложилось впечатление, что Булгаков не так сильно любит этого героя, как мы привыкли считать. На мой взгляд, получился интересный и заслуживающий осмысления образ.
Вовторых, роль пса Шарика, впоследствии Шарикова, досталась Елене Плотниковой.
– Есть такое понятие как органика актера, и по органике Елена подошла для этой роли идеально, – рассказывает Сергей Дьячковский. – У меня две собаки, я их очень люблю. Это правда, что взрослая собака подобна трехлетнему ребенку. По сути, мы рассматриваем ситуацию, в которой этот трехлетний ребенок оказывается в теле взрослого человека и учится взаимодействовать с миром. Если бы в этой роли мы видели, например, Александра Козлова, не исключаю, что это смотрелось бы просто глупо. А девушка с задачей передать это состояние справилась блестяще. Елене в роли Шарика я верю, и думаю, что поверит зритель.
Свежий взгляд
Появившееся в репертуаре ОГАТа «Собачье сердце» оставляет очень интересное впечатление, особенно у зрителей, любящих Булгакова.
С одной стороны, сидящие в зале люди погружаются в ту самую, хорошо знакомую и узнаваемую историю. С другой, смотрится она как будто через очень необычный фильтр.
Интересные режиссерские решения и неожиданное распределение ролей, безусловно, сказываются на восприятии, автоматически относят постановку в категорию тех, которые нужно осознать.
На афише спектакль назван фантазией по мотивам повести Михаила Булгакова. При этом режиссер называет его трагифарсом.
– Мне кажется, это самое емкое определение для того, что у нас получилось, – делится Сергей Дьячковский. – Трагифарс это вообще один из самых сложных жанров. Фарс предполагает, что зритель сможет как следует повеселиться. Трагедия – некий катарсис, переживаемый в конце. Я думаю, что «Собачье сердце» – настоящий трагифарс, и реакция первых зрителей это подтверждает.
Еще одна любопытная «изюминка» спектакля – это образ самого собачьего сердца, воплощенный через красную вязаную варежку. Вещица эта вроде бы совсем незатейливая, в чемто даже простецкая, но то трогательное доверие, с которым Шарик вручает ее профессору, стоит очень многого.
О людях и сердцах
Тему разнообразия человеческих сердец постановка в целом раскрывает очень подробно и глубоко.
Создателям спектакля удалось понастоящему увлечь зрителя самим процессом перемен, происходящих в сердцах героев. Ведь любое человеческое чувство, будь то ужас, приходящий вместе с осознанием масштаба собственной ошибки, или понимание того, насколько на самом деле нам дорог ближний, или желание утвердиться в своей пусть мелкой и подлой, но власти – все это идет от сердца.
«У него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех», – говорит профессор Преображенский о Шарикове. Эту фразу мы привыкли толковать однозначно: собака с ее характером, повадками и нехитрыми желаниями куда лучше негодяя, променявшего возможность развиваться, расти духовно и нравственно, на животные потребности.
Однако булгаковская история, поставленная на театральной сцене, заставляет задуматься сразу о двух моментах: о том, насколько всякий человек на самом деле должен работать над собой и стремиться к тому, чтобы стать достойным членом достойного общества. А еще – о том, что же это такое, человеческое сердце? И существуют ли в реальности понастоящему чистые, «человеческие» сердца, или стоит смириться с тем, что в каждом таится собственный Шариков, и человечность – это прежде всего то, что не позволяет ему вырваться на свободу?
Анастасия ИЗВЕКОВА