В апреле театр «Свободное пространство» представил сразу две премьеры.
Ода женщине
6 апреля актриса и режиссер театра Лариса Леменкова показала широкой публике спектакль «Татуированная роза» (16+) по одноименной пьесе Теннесси Уильямса.
Вещь это достаточно известная, поставленная самыми разными театрами неоднократно, и для Ларисы Леменковой во многом очень близкая.
– В процессе работы над спектаклем я прожила эту историю вместе с героиней. В силу определенного личного опыта мне понятны ее чувства, – делится режиссер. – История, рассказанная Уильямсом, прежде всего о женщине. О том, какова она в горе и в радости. О той страсти, с которой женщина проживает и лучшие дни в своей жизни, и огромную беду. Мне кажется, что пережитые страдания – это большая составляющая того, что делает женщину счастливой, ведь благодаря им она в полной мере может понять, что же это такое – ее собственное счастье.
«Татуированная роза» действительно стала одним из тех спектаклей, которые смотрятся на одном дыхании, и совершенно точно у труппы получилось создать постановку, интересную каждой женщине, вне зависимости от возраста и социального статуса. Так произошло вовсе не потому, что история эта о любви – о любви было и еще будет рассказано очень много.
Однако история оплакивающей своего горячо любимого мужа Серафины – это история о женщине без прикрас. Героиня делится со зрителем самым сокровенным, мыслями и чувствами, о которых редкая женщина расскажет даже самым близким. Она любит и горюет, переживает боль измены и неизбежный страх, предшествующий новому чувству. Каждому из этих переживаний она отдается так, как способна отдаваться только женщина – искренне и целиком.
– Роза – это символ женщины: юной, только начинающей осознавать свою женственность девушки, женщины зрелой и женщины, умудренной опытом, – говорит художник Карина Автандилова. – В спектакле есть разные героини с разными проблемами и мечтами, но все они женщины, а значит, каждая из них обладает особой тонкой красотой, нуждается в особой заботе.
Посмотреть «Татуированную розу» в постановке Ларисы Леменковой – словно быть приглашенным в чужой дом, в чужую жизнь, стать свидетелем того, что принято называть потаенными радостями и горестями жизни одной конкретной семьи.
Однако с уверенностью можно сказать одно: рассказать красивую, достоверную и искреннюю историю о женщинах у создателей спектакля получилось. С героинями можно не соглашаться, мысленно спорить или сочувствовать им, но едва ли найдется хоть одна зрительница, не сумевшая понять каждую из них.
Новое прочтение
20 апреля зрители увидели пушкинские «Маленькие трагедии» (12+) в постановке Сергея Пузырева, и равнодушным такая интерпретация классики, кажется, не оставила никого.
«Новое прочтение», «свежий взгляд», – так охарактеризовали спектакль те, кто уже успел его увидеть.
С одной стороны, это абсолютно верно, ведь далеко не всем пришло бы в голову, к примеру, вообразить себе дона Гуана гангстером. С другой – спустя пару дней после просмотра спектакля такая новая подача представляется в первую очередь оригинальной деталью, тонко подобранным элементом, необходимым, чтобы показать зрителю именно классику.
Поставленные Сергеем Пузыревым «Маленькие трагедии» стали очень стильными по цветовому и музыкальному оформлению и очень яркими.
Рассказывая зрителю о том же, о чем в свое время повествовал Пушкин, создатели спектакля словно добавили насыщенности краскам, освежили их для современных людей. Благодаря этому хорошо знакомые каждому истории вдруг начинают видеться под новым углом, и анализировать их удается смелее и глубже.
Не пытаясь интерпретировать Пушкина поновому или спорить с ним, Сергей Пузырев акцентирует внимание на деталях, на том, как в разные времена и при разных обстоятельствах люди, казалось бы, совершенно не похожие друг на друга, остаются одними и теми же. Они стыдятся своих пороков и в то же время наслаждаются ими. Боятся, лицемерят, совершают подлости и проявляют слабость, но одна главная, самая большая, вероятно, трагедия для всех одна. И заключается она в том, что в круговороте разнообразных пороков человек остается человеком в лучшем своем проявлении – существом, способным на неизбывную скорбь, вдохновение, страсть, верность и благородные поступки.
Сравнивать «Маленькие трагедии», появившиеся в репертуаре «Свободного пространства» в этом апреле, со спектаклем, шедшим на сцене театра много лет назад, бессмысленно просто потому, что они слишком разные.
Постановка Сергея Пузырева может показаться более стильной, более жесткой, более реалистичной, и в какойто мере это, вероятно, так и есть. Представляется, что именно такие «Маленькие трагедии» сегодня найдут глубокий и искренний отклик у зрителя, потому что они и о трагичности человеческой натуры, и о том, как все мы выстраиваем отношения с самими собой, и о том, как принимаем последствия сделанного однажды выбора.
Анастасия Извекова