6 июня актриса театра «Русский стиль» имени М.М. Бахтина Ольга Тищенко представила зрителям свою самостоятельную режиссерскую работу «До самого неба» (16+).
Слово автора
История, рассказанная на сцене «Русского стиля», для Ольги Тищенко является авторской во всех смыслах: несколько лет назад она написала рассказ «Старухи» (16+), она же в качестве режиссера поставила по нему спектакль, она же сыграла в нем одну из ролей.
История эта получилась атмосферной, тонкой и до определенной степени ошеломляющей. Наблюдающий за героями зритель едва ли успевает понять, в какой момент для него стирается грань между вымыслом и реальностью, а придуманные Ольгой герои начинают приобретать знакомые черты и имена.
– У любой фантазии есть реальная подоплека, подтекст, лица. Сочиняя рассказ «Старухи», я хотела рассказать о своих бабушках. Эти женщины были очень разными, но со временем они становились ближе, им все чаще было о чем говорить и молчать. В конце концов они приняли друг друга. Все остальное – полет фантазии, события, о которых идет повествование, вымышлены. Однако персонажи родились именно такими, потому что они так или иначе приходили ко мне через наблюдение за людьми, через реальные истории реальных семей, – рассказывает Ольга Тищенко.
Ее герои действительно получились очень узнаваемыми – едва ли найдется хотя бы одна семья, в которой не происходило бы нечто, подобное тому, о чем идет речь в спектакле.
При этом язык, которым рассказывается эта история, стилизован под старославянский, сам текст и действие имеют нелинейную форму повествования. Ольга называет это своим писательским экспериментом, вылившимся со временем в драматическое действие.
– Значит материал живой, персонажи – узнаваемые, темы нашли отклик в актерах и, как показала премьера, в зрителях, – продолжает она. – Для нас с коллегами эта работа стала шагом в неизвестность, потому что не пропустить историю через себя и не привнести в нее чтото свое оказалось невозможно. Всем пришлось покопаться в себе, найти нечто очень сокровенное и не побояться открыться и отдать это людям. После показа спектакля я чувствую удовлетворение от сделанного, от того, что процесс вылился в результат, который затронул души людей. Я правда считаю, что чудо произошло, что мы соткали из тонких воздушных и эфемерных нитей полотно – реальное, осязаемое, живое. И я очень благодарна всем, кто пошел за мной и прошел этот путь с самоотдачей и большим достоинством.
Луч надежды
«До самого неба» можно назвать историей о жизни в лучшем ее проявлении. Да, в ней есть и горе, и безысходность, которым, как может показаться, не видно ни конца ни края, но в самом конце, когда актеры выходят на поклон, зрители чуть грустно, но улыбаются.
– И в самом рассказе, и в спектакле финал закольцован и выведен в начало. И с финала история раскручивается обратно, возвращаясь, сделав круг в начало. Этот прием дал нам возможность начать и закончить историю на позитивной ноте, – поясняет Ольга Тищенко. – Небеса – высшая точка, оттуда все начинается и туда же все возвращается. А сама отмотка, раскрутка в прошлое, в воспоминания, дает нам шанс понять, что наверх можно и, главное, – нужно прийти чистым, светлым, решившим все проблемы, обиды и дрязги при жизни, в прощении других и, главное, самого себя. Мы даем посыл: задумайтесь, прощайте, не тащите в сердце груз обид, работайте над собой, держите душу в чистоте и свете, отдавайте этот свет своим близким, родным, людям. Что бы ни происходило, оставайтесь людьми, не взращивайте в себе «горошины» злобы и ненависти. А если появилось такое зерно, такая «горошина» начала прорастать, разматывайте ее, обращайте в любовь, ибо нет темных душ, свет всегда внутри нас.
Погружение в процесс
В спектакле Ольга исполнила роль Кобылы Белой – мифического создания, существующего как данность, как неотъемлемая часть мироздания.
Этот образ стал изумительно красивым визуально, и актрисой он был подан так, что происходящее неизбежно коснулось мыслей и чувств зрителя.
– Кобыла Белая забирает умерших, но мы видим, что она никогда не заберет человека с грузом на душе, – рассказывает Ольга. – Она говорит: «Ищи в себе любовь, а как найдешь ее, как не пожалеешь отдать – тогда приходи, прости себя и попроси прощения». Поэтому для нас, и для меня в частности, в этом образе нет ни зла, ни рока, ни страха. Не зря Кобыла именно Белая.
Совмещать непростую работу режиссера с не менее ответственной актерской работой оказалось очень интересно, но нелегко.
– Я практически не спала полгода, меня одолевали мысли, я постоянно была включена в работу, – делится Ольга Тищенко. – Однако теперь я невероятно довольна результатом и благодарна актерам. В таком материале никто из нас еще не работал, было много непонятного, но мы справились. Они мне поверили, открылись, помогли, вдохнули в персонажей жизнь. Каждый совершил подвиг преодоления страхов. Я рада, что многие, взявшись за этот материал, открыли в себе новые грани. Во время спектакля была такая энергетика, воздух так искрил, что я даже подумала, что прожектора могут лопнуть от накала на сцене, и это было совершенно незабываемо! Надеюсь, что многим зрителям этот спектакль окажется полезен, и пользу он принесет в первую очередь душе.
Анастасия ИЗВЕКОВА
Фото Светлана ОСТАХОВА