Все чаще в Орле происходят ДТП с участием электросамокатов.
Из безобидной игрушки они превращаются в средства повышенной опасности. Для приобретения средств индивидуальной мобильности (СИМ) людям не требуются права, именно поэтому за рулем самокатов оказываются дети.
Учи правила
Сотрудники Госавтоинспекции ОМВД России по Орловской области проводят профилактические мероприятия «Безопасно с СИМ». Их основная цель — предупреждение дорожнотранспортных происшествий с участием несовершеннолетних. Они посещают детские летние лагеря и различные учебные учреждения. Но достаточно ли этого? Ведь случаи ДТП с ребятами — не редкость. Многие из них попадают в больницу. Юные орловцы, не зная правил ПДД, гоняют по улицам и дорогам города. Впрочем, взрослые тоже не всегда соблюдают необходимые требования, так как далеко не все знают, где и как можно ездить на электросамокатах, моноколесах и гироскутерах. А между тем, всех, кто управляет СИМ, ПДД считают водителем, даже если электродвигатель не работает — например, разрядилась батарея. А если орловец спешивается и ведет СИМ за руль, становится пешеходом.
Так кто и где может ездить на СИМ? Дети до 7 лет имеют право кататься только в сопровождении взрослых и лишь по тротуарам, пешеходным, велопешеходным дорожкам со стороны движения пешеходов и в пешеходных зонах.
Ребятам от 7 до 14 лет надсмотр взрослых уже не нужен, но ездить по дорогам они также не могут.
Орловцы старше 14 лет и взрослые должны ездить по велосипедной, велопешеходной дорожке, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.
Что касается ПДД, то здесь все просто. Водительское удостоверение не нужно, так как СИМ не относят к механическим транспортным средствам. Водитель, как и любой участник дорожного движения, должен соблюдать требования дорожных знаков, светофора, регулировщика, дорожной разметки.
Если он нарушит ПДД, понесет ответственность — но не как водитель, а как пешеход или велосипедист.
Для того, чтобы не попасть в передрягу, водитель электросамоката не должен разгоняться быстрее 25 км/ч. Также важно не создавать помех для пешеходов, у них преимущество.
Если нужно пересечь проезжую часть вне перекрестка, водитель СИМ должен уступить дорогу автомобилям, которые едут по ней. Также важно быть хорошо видимым. Ночью, в туман или дождь у водителя СИМ должны быть предметы или одежда со световозвращающими элементами.
Новый порядок?
Но это все общие правила. Депутаты горсовета решили выйти с инициативой, чтобы на уровне города закрепить требования для водителей СИМ. В частности, председатель горсовета Василий Новиков инициировал вынесение вопроса о порядке пользования электрическими самокатами и иными СИМ на территориях общего пользования города, размещения мест их кратковременного и длительного хранения для осуществления предпринимательской деятельности по их аренде (прокату), обеспечения безопасности движения пешеходов на заседание комитета.
Предлагается ввести полное ограничение на передвижение с использованием СИМ на следующих территориях города:
- проезжей части уличнодорожной сети;
- мостах и путепроводах;
- пл. Ленина;
- ул. Ленина;
- МБУК «Детский парк»,
- Бульвар Победы (пешеходная часть).
Ездить на СИМ можно будет по велосипедным дорожкам без ограничения скоростного режима, а также по крайней правой стороне пешеходного тротуара с ограничением скоростного режима до 15 км/ч.
Дополнительно планируется ввести ограничение на максимальную скорость СИМ до 15 км/ч (при разрешенных 25 км/ч), в жилых зонах до 10 км/ч (при разрешенных 20 км/ч).
Рассматривается также запрет на организацию парковки средств индивидуальной мобильности: на пешеходных тротуарах и пешеходных дорожках, велодорожках, остановках общественного транспорта, обочинах автомобильных дорог, детских и спортивных площадках, мостовых сооружениях, на расстоянии ближе 10 метров от наземных, подземных и надземных пешеходных переходов, газонах, клумбах и других озелененных территориях.
Отдельный вопрос – парковки для СИМ. Организовывать их предлагают на территории многоквартирных жилых застроек, на расстоянии не менее 10 метров от смотровых колодцев инженерных коммуникаций. Парковать средства индивидуальной мобильности нельзя на территории памятников, монументов, мемориальных сооружениях местах воинских захоронений, а также в радиусе меньше 25 метров от указанных объектов и в пределах треугольника видимости на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог.
Депутаты согласились с предложениями, а также порекомендовали администрации города рассмотреть возможность разработать порядок использования городских территорий общего пользования, определяющий условия размещения пунктов проката СИМ, условия пользования ими, включая маршрутные, скоростные ограничения их использования, возрастные ограничения для пользователей, иные ограничения для обеспечения безопасности пользователей СИМ, пешеходов, других участников уличного движения.
Мария ИВАНОВА