Экономическое развитие государства тесно взаимосвязано с развитием образования и науки. Стремясь интегрироваться в мировую экономику, стать полноправным участником мировых экономических отношений российское государство вступило на путь реформирования существующей системы профессионального образования. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, а в 2007 году в Российской Федерации официально ввели бакалавриат и магистратуру. Одним из ключевых аспектов перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования являлось взаимное признание документов об образовании среди стран, являющихся участницами Болонского процесса.
Как отмечает эксперт кафедры «История, политология и государственная политика» Среднерусского института – филиала РАНХиГС Виталий Лупандин, реализация данной системы образования в России продемонстрировала как достоинства, так и недостатки. Однако, происходящие в настоящее время глобальные мировые события, обусловливают необходимость реформирования системы профессионального образования в России, её адаптации к новым условиям. В этой связи, в России с 2026 года планируется полномасштабное внедрение новой системы высшего образования в более чем тысячи вузов. Сегодня для этого разработаны 180 новых образовательных программ. Вместе с тем, число бюджетных мест в вузах на 2024-2025 учебный год составит 620,5 тысячи, из них новым субъектам предусмотрено 28,5 тысячи мест.
Как отмечает Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко: «Отечественное образование модернизируется, встраивается в экономику страны и всегда нацелено на подготовку специалистов нового поколения. Качественно подготовленный молодой специалист с широким набором профессиональных компетенций — это задел на будущее, залог экономического развития нашей страны», — подчеркивает Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.
В рамках планируемых преобразований предполагается экспертиза и обновление учебно-методической литературы, причем данный процесс будет осуществляться не только в отношении профессиональных учебных заведений, но и в отношении учебных заведений, реализующих программы основного общего и среднего общего образования.
Ранее такую инициативу в Думу внесла группа сенаторов во главе с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Изменения вносятся в законы «Об образовании в Российской Федерации» и «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».