11 сентября 1941 года в Медведевском лесу в Орле расстреляли талантливого врача Дмитрия Дмитриевича Плетнева, одного из основоположников отечественной кардиологии.
Именитый врач
Имя Дмитрия Плетнева было широко известно в медицинских кругах не только в России, но и за рубежом. Он родился в 1892 году в Полтавской губернии, окончил медицинский факультет Московского университета, часто бывал в заграничных поездках и считался одним из лучших в стране терапевтов.
Научные исследования Плетнева посвящены вопросам аритмологии, инфаркта миокарда, аневризм аорты и сердца, сифилиса сердечнососудистой системы, лечению сердечной недостаточности. Его главный труд – монография «Болезни сердца» (1936 год) обобщает основные принципы методологии и понятия о функциональном единстве организма. В книге можно найти исчерпывающие ответы на проблемные вопросы современной кардиологии. О нем писали как о «крупнейшем мировом авторитете в области клинической медицины».
С 1929 года Плетнев заведовал терапевтической клиникой Московского областного клинического института, а в 1933 году он возглавил организованный им НИИ функциональной диагностики и экспериментальной терапии. Пациентами Плетнева были Владимир Ленин, Надежда Крупская, Иван Павлов и другие партийные деятели того времени.
Студенты, по приглашению которых Плетнев читал лекции, вспоминали:
«Это был очень популярный в студенческой среде человек — милый, вежливый, необычайно эрудированный. На его лекции валом валила молодежь. Яблоку негде было упасть в нашей самой большой аудитории. Мы знали, что… его приглашали в качестве лечащего врача и консультанта к известным деятелям нашей партии и государства. Конечно же, ударом для всех нас были арест и осуждение Плетнева. Горько было смотреть на это судилище. Несколько раз, словно опомнившись, Дмитрий Дмитриевич восклицал: «Я хочу быть полезным Отечеству!»
Арест
Знакомые с Дмитрием Дмитриевичем вспоминали, что он был известен совсем «не соглашательским» характером. Причин, способствовавших гонениям на врача, было немало, одна из них — и эта его черта.
В июне 1937 года в газете «Правда» появилась статья с ярким заголовком «Профессорнасильник, садист». В ней рассказывалась история женщины, которая за три года до этого обратилась к Плетневу, и врач во время осмотра якобы укусил ее за грудь, после чего у пациентки начался хронический мастит. Статья в «Правде» дала старт кампании против профессора. Его отстранили от работы, лишили звания заслуженного деятеля науки, терапевтическую кафедру Института усовершенствования упразднили, Институт функциональной диагностики закрыли, в его здание вселили Институт туберкулеза.
Тогда ему дали двухлетний условный срок и отпустили, но лишь для того, чтобы в декабре этого же года арестовать повторно — теперь уже в рамках дела антисоветского троцкистского блока Плетнева обвинили в том, что он осознанно неправильно лечил Куйбышева и Горького. Утверждалось, что он намеренно «залечил» пролетарского писателя, руководствуясь антисоветскими взглядами. Другой обвиняемый по делу, консультант лечебносанитарного управления Кремля Лев Левин, заявил, что планы по умерщвлению Горького и Куйбышева они разрабатывали вместе.
Расстрел
Профессор, которому тогда уже было 66 лет, признал все обвинения в свой адрес. В письме Берии, к разуму которого он пытался призвать, Дмитрий Дмитриевич рассказал о допросах, которые длились по 1518 часов.
«Весь обвинительный акт против меня — фальсификация. Насилием и обманом у меня вынудили «признания»… Я ни в каких террористических организациях не участвовал и ни в какой мере не повинен. За что я сейчас погибаю? Я готов кричать на весь мир о своей невиновности. Тяжело погибать, сознавая свою невиновность…», – писал заключенный.
Позже, в 80х годах, вышла статья в «Литературной газете» под названием «Я готов кричать на весь мир о своей невиновности», но это было уже после реабилитации Дмитрия Плетнева, а тогда суд вынес жесточайший приговор — 25 лет заключения. В 1941 году он находился в Орловской тюрьме.
Накануне вступления в город немецких оккупантов было принято решение о расстреле политзаключенных Орловской тюрьмы.
Всего 11 сентября 1941 года в Медведевском лесу было расстреляно 157 человек, в том числе видные государственные, партийные и научные деятели, среди них и профессор Плетнев.
Лишь в 1985 году усилиями многих неравнодушных людей Дмитрий Дмитриевич Плетнев был полностью реабилитирован «вследствие отсутствия события преступлений». Тогда доцент Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, автор нескольких монографий и ряда статей в области медицины Виктор Тополянский написал в «Литературной газете» статью под названием «Он слишком много знал», посвященную Дмитрию Плетневу.
Анна АЛЕКСАНДРОВА