В Орловском краеведческом музее можно увидеть фотовыставку художника Виктора Дышленко «Резца и кисти торжество» (6+).
Спонтанное искусство
Виктор Дышленко – известный художник и фотограф, автор фотогалереи фронтовиков, освобождавших Орел в 1943 году. С этой работой он стал победителем в городском конкурсе «Орел глазами СМИ» в 2013 году. Впоследствии сделанные им снимки были помещены на баннеры и украшали улицы города.
Виктора Дышленко называют летописцем всех крупных культурнодосуговых мероприятий Орла.
В открывшуюся экспозицию вошли портреты видных деятелей искусства нашего региона: живописцев, графиков, скульпторов, дизайнеров.
В целом в коллекции фотографа порядка 90 работ.
– Я не задумывал эту серию портретов. Можно сказать, она получилась спонтанно, – рассказывает он. – Я регулярно бываю на выставках, персональных и сборных, и, конечно же, прихожу на них с фотоаппаратом. С начала 2000х я снимаю своих коллег. Это не просто мастера своего дела и талантливые люди. Это люди, внесшие неоценимый вклад в развитие искусства на Орловщине. Я начал снимать их, потому что мне было приятно и интересно это делать. В прошлом году стал пересматривать снимки и обнаружил, что некоторые из них весьма неплохи. Так со временем они превратились в самостоятельную экспозицию.
Удивительные лица
Лица на портретах, снятых Виктором Дышленко, завораживают. Они живые, одухотворенные, задумчивые и веселые. У его героев горят глаза, они увлечены тем, что делают, будь то работа или разговор со знакомым.
Зрителю кажется, что он не просто смотрит на фотографию, а переносится в сам момент, когда она была сделана. Еще немного, и сможет услышать звуки, включиться в беседу, увидеть то, что может и хочет показать именно ему запечатленный на пленке человек.
Чернобелое цветовое решение, в котором представлены портреты, это впечатление только усиливает.
При этом постановочных кадров в коллекции Дышленко практически нет.
– Может быть, один, два или три, – уточняет он. – Мне близка именно репортажная съемка, это летопись жизни, возможность увидеть и снять людей настоящими. У нее есть свои особенности. К примеру, можно сделать несколько десятков снимков, но потом не выбрать из них ни одного подходящего. Или отснять сотню кадров, чтобы найти среди них единственный нужный. Точно так же, как и в эту серию вошли далеко не все фотографии из моего архива. Поэтому затрудняюсь назвать точное число портретов в ней. Надеюсь, в будущем она будет пополняться.
Тот факт, что намеренно сделанных снимков на выставке практически нет, может показаться удивительным – настолько удачными, яркими в эмоциональном плане и точными получились некоторые кадры.
– Это очень красиво, когда художники занимаются своей работой. Человек, любящий свое дело, увлеченный им и вдохновленный своим занятием, всегда красив, – поясняет Виктор Дышленко. – Вы можете видеть портреты известных в Орле и далеко за его пределами людей, и здесь они такие, какие есть на самом деле. Мастера, достойные самого искреннего уважения и желания у них учиться.
Взгляд мастера
Виктор Дышленко убежден, что художественный взгляд – это то, чем должен обладать фотограф.
– Живопись и фотография – это, разумеется, вещи разные. Но в чемто очень близкие, – поясняет он. – Для того, чтобы снимать, нужно обладать индивидуальным и художественным взглядом. Комуто это удается без обучения изобразительному искусству, комуто нужно учиться именно этому. И тот путь, которым идет фотограф, это лишь еще одна составляющая его индивидуальности. Это ракурс, в котором он видит людей и мир в целом.
Друзья и коллеги Виктора Дышленко говорят, что менее живые, менее интересные и не так сильно затрагивающие за живое снимки у него получиться просто не могли.
– Он удивительный человек, – делится фотограф Сергей Чупахин. – За годы знакомства я ни разу не видел, чтобы он привлекал к себе внимание намеренно, кичился своими успехами или на чтото жаловался. Он просто работает. Талантливо, кропотливо, увлеченно, с огромной любовью к тому, чем занимается. Некоторых из тех, чьи портреты представлены на этой выставке, с нами уже нет. С одной стороны, это невероятно грустно. С другой, теперь, когда прошло время, я смотрю на эти фотографии и понимаю, насколько точно Виктор их запечатлел. Я вижу тех, кого знал, уважал и любил.
Дышленко не называет себя фотохудожником.
– Мне просто нравятся люди, которых я снимал и продолжаю снимать, – говорит он. – Поэтому нефотогеничных моделей для меня по определению не бывает.
Точно так же для него нет в экспозиции и какогото исключительного снимка.
– Я затрудняюсь выбрать и отметить один конкретный. Каждый из них особенный, – продолжает мастер. – Я помню, как делал все эти фотографии, о каждой из них есть что рассказать, и рассказывать можно долго. Думаю, причина в том, что на них запечатлены особенные для меня, да и не только для меня люди, интересные, одаренные, яркие, глубокие личности. Надеюсь, и зрителю будет интересно познакомиться с ними.
Анастасия Извекова