Орловский академический театр им. И.С. Тургенева открыл 210-й театральный сезон чеховским «Вишневым садом» (16+) в постановке Владимира Хрущева.
Морок в двух действиях
Празднование 165летия со дня рождения Чехова придется в 2025 году на разгар театрального сезона. Поэтому нет ничего удивительного в том, что первым спектаклем, показанным ОГАТом, стал именно «Вишневый сад».
– Ставить Чехова всегда интересно, это всегда праздник для режиссера. Как известно, «Вишневый сад» – последняя пьеса автора. Можно сказать, в ней заложены основные идеи, смыслы и поводы к размышлению, которые Антон Павлович хотел донести до нас, – говорит главный режиссер театра Владимир Хрущев. – В свою очередь, мы постарались их разгадать. На некоторые вопросы мы, конечно же, предложим зрителю поискать ответы самостоятельно. Надеюсь, наш подход к чеховской истории окажется людям интересен.
Актриса Светлана Мартюшева о своей роли рассказывает так:
– Я не могу припомнить, когда в последний раз плакала столько же, сколько во время репетиций Раневской. Когда начинаешь пытаться прочувствовать, понять, прожить все происходящее с этой женщиной, кажется, что не плакать невозможно. В противном случае это сожжет тебя изнутри. Любовь Раневская – удивительный персонаж. Мне безумно интересно если не понять до конца, то хотя бы попробовать приблизиться к пониманию причин, по которым она оказывает на окружающих такой поразительный, почти что гипнотический эффект. Когда мы только начинали работу над постановкой, на первой же репетиции режиссер сказал нам, что мы не станем никого судить, и к героям подойдем как к живым людям, у которых свои характеры, свои слабости, свои достоинства и свои недостатки. От этого мы и оттолкнулись.
На афише «Вишневый сад» представлен как комедия в двух действиях, на сайте театра – как «трагикомический плач по утраченной жизни и по утерянным опорам».
– Лично мне это представляется эдаким мороком в двух действиях, – делится Владимир Хрущев. – Само слово «морок», может быть, и устаревшее, но, на мой взгляд, оно наиболее точно передает происходящее.
Свой взгляд
Примечательно, что о новой постановке в театре говорят исключительно так: «Мы исследуем Чехова».
Творчество Антона Павловича, как, впрочем, и всякого классика, исследовать можно бесконечно. Прийти к однозначно верному выводу едва ли комуто удастся.
«Вишневый сад», показанный академическим театром в честь открытия 210го сезона, оказался классическим и вместе с тем достаточно необычным.
Не позволив себе додумывать за Чехова или пытаться сочинить историю лучше, чем это сделал он, актеры и режиссер предложили зрителю свой взгляд, свои впечатления от прочтения его пьесы.
– Если смешно мне или актерам, это не значит, что должно быть смешно зрителю. И наоборот, – говорит Владимир Хрущев. – Настолько глубокое произведение, как чеховское, и должно восприниматься поразному.
Поставленный им «Вишневый сад» получился очень красивым визуально. Пожалуй, не будет преувеличением назвать его стильным.
На сцене как будто смешались неповторимые ароматы весны и едва родившейся осени. Они украсили собой множество граней человеческих поступков и чувств, о которых повествует Чехов.
История разворачивается перед зрителем одновременно неторопливо и динамично. Наблюдая за ней, кажется, что и правда отстраняешься от мира, погружаясь в некий морок, в незнакомый, но крайне любопытный мир.
В спектакле удалось сочетать тонкую, требующую осмысления и вкуса иронию и понятный, доступный каждому юмор. Игра цветов и теней сделала и то и другое острее.
Великолепная актерская игра в сочетании с интересными режиссерскими решениями превратили «Вишневый сад» в нечто большее, чем очередную постановку классического произведения в академическом театре. Произведение это стало самостоятельным и однозначно стоящим того, чтобы его увидеть.
Не исключено, что секрет тут именно в том, что в чеховских героях создатели спектакля увидели именно людей. Не предмет исследования или повод к осуждению или анализу, а таких же людей, как они сами.
Как следствие, зритель смог увидеть их такими же — просто настоящими людьми.
Сама по себе классика бессмертна не только потому, что каждое поколение в любые времена может найти в ней чтото для себя. Восприятие того или иного произведения одним и тем же человеком неизбежно меняется с возрастом, с опытом. И Антон Чехов, вне всякого сомнения, автор, до которого нужно дорасти.
Одно из неоспоримых достоинств вошедшего теперь в репертуар театра «Вишневого сада» заключается в том, что спектакль может помочь читателю и зрителю это сделать. Он позволяет взглянуть на происходящее в новом ракурсе, но не упустить суть, не потерять линию повествования, и как следствие — составить собственное мнение и о самой истории, и о том, как она была рассказана.
Анастасия Извекова