«Спешите путешествовать: пока живы места, пейзажи, дома и люди, стоит успеть их выслушать», – советует фотохудожник Николай Малых. Его выставка «Русь деревянная» (6+) проходит в Доме-музее В.А. Русанова.
Поймать кадр
Николай Малых – фотограф и путешественник из СанктПетербурга, почетный член Орловского фотографического общества, участник многих интересных мероприятий, проводимых в Орле и Орловской области за последние годы.
В экспозицию, представленную в Домемузее Русанова, вошли порядка 40 пейзажей, снятые им.
Творчество Николая хорошо знакомо орловским ценителям фотографии. Глядя на его снимки, зрители традиционно интересуется, с помощью какой именно компьютерной программы ему удается добиваться таких чарующих, ярких, завораживающих цветов на снимках. И традиционно же изумляются, услышав, что дело вовсе не в тщательной обработке, фактически убивающей сам исходный кадр, а в правильной съемке.
– Отправляясь в поездку, я просто по максимуму загружаю свой багажник всей возможной техникой, – рассказывает фотограф. – Путешествия ведь тем и хороши: ты никогда не знаешь, где и в какой момент увидишь чтото красивое, да и что это будет, пейзаж, старая церковь или мост.
Снимки, сделанные Николаем Малых, понастоящему захватывают. Каждый из них кажется больше, чем просто фотографией. Они словно окно, через которое можно взглянуть на нечто красивое и необычное, недосягаемое и в то же время реально существующее.
К деревянным постройкам фотограф питает особую нежность.
– Когдато я не мог себе представить, как много их по стране, – делится он. – Есть церкви, которым по пять сотен лет, и они стоят, не сгнили, потому что были построены именно из срубленных бревен, и влага не проникает в стены. Именно эта технология, кстати, послужила основой для речевого оборота «срубить дом» – ведь такой дом надежен и может простоять почти что вечность. К счастью, в мой объектив успели попасть деревянные мосты, дома и церкви, которых теперь уже нет. В то же время появляются интересные новые постройки, возведенные на деньги меценатов по традиционным технологиям. Однажды я снимал заброшенную деревянную церковь в паре километров от жилой деревни. Казалось бы, ситуация вполне обычная: была деревня, потом переехала чуть дальше, а церковь осталась. И стоит, пропадает. И жалко ее, и радуешься, что успел ее увидеть, успел снять.
Ценные свидетельства
Фотографии Николая Малых способны не только доставить эстетическое наслаждение, но и расширить кругозор зрителя.
– Деревянные постройки, и в особенности церкви, многое могут рассказать о людях, которые их строили, – продолжает Николай. – Насколько мне известно, за возведение церквей, особенно в деревнях, либо вовсе не платили, либо платили чисто номинально. Жизнь наших предков была в разы сложнее, чем наша, им приходилось ежедневно прикладывать много больше усилий. Пусть это и прозвучит до определенной степени цинично, но церковь объективно не была такой необходимостью, как, скажем, амбар. Поэтому строить их шли в первую очередь на добровольных началах, в качестве служения. И взгляните, какое изящество, какая красота! В Архангельской области деревянные дома XIX века и сегодня не редкость. Люди живут в них. Да, по возможности подводят к ним блага цивилизации, обустраивают со всем возможным комфортом, но ведь это историческая ценность, а не дома. Полтора века назад сам дом был совсем другим. В одной части жили люди, в другой на зиму устраивали скотину, помещения для этого должны были быть предусмотрены. Сегодня, очутившись в таком доме, ходишь по нему, как по музею.
Гений места
О церквях, домах и мостах, которые снимает, Николай Малых рассказывает, как о живых людях.
– У каждого из них есть своя история, своя судьба, – говорит он. – К сожалению, многое не уцелело. Чтото погибло во время войны, иные строения были уничтожены в результате неумелой, преступной реставрации. Однако эти чудеса есть везде. Нередко люди спрашивают: «Где ты это снял? Гдето на Севере?», а церковь, что на фотографии, стоит в Ленинградской области, два часа пути на машине. Некоторые из этих церквей действуют и по сей день, иные заброшены, но у путешественников все равно есть возможность взглянуть на них. К моей большой радости, и сегодня есть мастера, умеющие строить по той, оригинальной технологии. Вам наверняка доводилось слышать этот популярный туристический миф: «Деревянная постройка возведена без единого гвоздя». Это именно миф, потому что железные гвозди в деревянном строительстве не использовались. Только деревянные, сделанные из осины. Их же применяли при пошиве обуви, забивали в резиновые каблуки, и сапогам не было сносу.
О том, насколько сложно в настоящий момент быть путешественником по России, Николай рассказывает так:
– Это проще, чем я изначально думал. Собираясь в первые поездки, я брал с собой много вещей, откладывал деньги загодя. Однако стоило выехать из центра России, и оказалось, что путешественников ждут. Поесть, переночевать, отдохнуть – все это можно сделать за вполне умеренные деньги и в очень приемлемых условиях. Поэтому я спешу путешествовать и делаю это при малейшей возможности. Пока живы места, пейзажи, дома и люди, пока им хочется рассказывать о себе, стоит успеть их выслушать.
Анастасия ИЗВЕКОВА