Орловский Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи стал лучшим в России.
В Службу консультирования поступает более 10 тысяч обращений ежегодно. Там есть отличная инфраструктура, развитая партнерская сеть и главное – замечательные специалистыконсультанты: педагогипсихологи, учителялогопеды, учителядефектологи, социальные педагоги, врачневролог. Все это сформировало имидж организации, готовой к обеспечению максимума запросов родительского сообщества Орла.
Работают пять лет
1415 ноября 2024 года Москве проходил III Всероссийский конкурс лучших практик консультирования родительского сообщества. Абсолютным победителем в номинации «Лучшая практика диспетчерского консультирования» признано муниципальное бюджетное образовательное учреждения для детей, нуждающихся в психологопедагогической, медицинской и социальной помощи «Городской образовательный центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи города Орла».
В нем еще в 2019 году была открыта Служба оказания психологопедагогической, методической и консультативной помощи родителям.
Ежегодно туда обращаются более десяти тысяч родителей по вопросам развития, обучения и социализации детей. Работа команды высокопрофессиональных специалистов направлена на пропаганду позитивного и ответственного родительства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и семейных отношений.
Достойным итогом работы Службы консультирования стала победа в III Всероссийском конкурсе лучших практик консультирования родительского сообщества. В подарок орловский Центр получил сенсорную интерактивную панель.
«Еще в 2019 году была заявлена такая форма оказания консультативных услуг как «Второе мнение». В случае, когда обращение родителя лежало вне прямой компетенции наших специалистов или требовало узкопрофильного подхода, мы переадресовывали запрос необходимому специалисту. Уже с того времени начала формироваться и расти база наших партнеров, которые и сейчас вместе с нами консультируют родителей в случае необходимости», — рассказала директор Центра Зоя Овчинникова.
К настоящему времени диспетчерское консультирование в службе – это вполне востребованная и отработанная форма оказания консультативных услуг.
«В общем объеме оказываемых консультаций на диспетчерские приходится порядка 34 %, так как основные запросы родителей с успехом удовлетворяются нашими консультантами, однако в связи с популярностью и доверием к организации родители обращаются к нам с вопросами, которые лучше, быстрее и эффективнее могут решить наши партнеры», — отметила руководитель Службы консультирования Ольга Петрухина.
Среди основных партнеров Службы: ОГУ имени И.С. Тургенева, образовательные организации, НКМЦ им. З.И. Круглой, главное бюро медикосоциальной экспертизы по Орловской области, психоневрологический диспансер, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, фонд «Защитники Отечества», комиссия по делам несовершеннолетних, семейный МФЦ и другие.
Выбор партнеров в смежных и не только сферах позволяет быстро переориентировать обратившегося в том случае, если его обращение лежит вне компетенции Службы или требует «второго мнения».
«Это первая отличительная черта нашего подхода к оказанию диспетчерских услуг – база партнеров настолько широка, что мы можем правильно определить маршрут по практически любому обращению», — говорит Ольга Петрухина. — Например, актуальной сейчас проблемой является получение образования детьмиинофонами, для которых русский язык не является родным. Родители обращаются в Службу консультирования для решения обозначенных проблем, но работа с детьми в Службе не ведется, поэтому в рамках диспетчерского консультирования обратившийся будет направлен в Службу «Семейный компас», где проводятся еженедельные занятия со специалистами – учителямилогопедами именно по развитию навыков общения на русском языке, обеспечивается речевая практика, происходит знакомство с культурой и обычаями народов России».
С чем идут
Наиболее частыми обращениями, которые приходится решать с привлечением консультаций: получение различных услуг медицинского характера, например, реабилитация, поиск нужного специалиста, массаж, обеспечение медикаментами; получение юридической информации — льготы, выплаты, пособия; бытовые проблемы; организация образования и досуга детей — поступление в вуз, суз, дополнительное образование, проблемы детей из семей мигрантов, приемные дети, проблемы переселенцев, участников СВО.
Стоит отметить, что зачастую диспетчерское консультирование дополняет получение консультации у специалиста Службы. Так, к примеру, родитель, обратившийся с проблемой селфхарма (причинения себе вреда), получает консультацию психолога службы и дополнительно ему объясняют, что к решению проблемы необходимо привлечь специалиста психоневрологического диспансера, так как она носит комплексный характер. В этом случае решение требует междисциплинарного подхода.
«Есть варианты проведения консультирования по телефону, по электронной почте или в сообщении, непосредственно в ходе личного обращения в Службу. При этом содержание и этапы консультирования едины для всех вариантов, но меняется способ и формат донесения информации до обратившегося. Так, при получении запроса по электронной почте или в сообщениях на сайте предусмотрено два варианта ответа – письменный или обратный звонок. При получении запроса лично в помещении Службы диспетчер либо предоставит информацию, либо обратится к подходящему по профилю специалисту или руководителю службы», — пояснила руководитель Службы.
У Службы консультирования, несмотря на завершение проекта, хорошие перспективы продолжения деятельности. С открытием нового филиала центра планируется создание структурного подразделения этой службы.
Мария Иванова