Пешеходный мост, соединявший 2-ю и 3-ю части города Орла, существовал в XIX веке иназывался сначала Балашовым, а затем – Банным мостом.
Мост. Начало
История Банного моста в Орле начинается в 1822 году. По инициативе губернатора Николая Шредера купец Федор Вязмитинов построил на Оке первый большой мост, соединявший нынешние Советский и Железнодорожный районы. Сначала мост назывался Балашовым — в честь генералгубернатора, а позднее стал называться Банным мостом.
Вот что сообщается по поводу этого события в книге Гавриила Пясецкого «Исторические очерки города Орла» (1874 год):
«В 1822 году купцом Федором Степановичем Вязмитиновым поставлен был на Оке, против Балашова съезда, первый мост, своею громадностью удивлявший всех жителей города. Он состоял из одной барки длиною в 28, а шириною в 16 саженей; на мосту находилась караулка. Этот самый мост до того времени стоял на месте коренного Очного моста, разрушенного наводнением 1821 года. За устройство его Вязмитинов получил 15 тысяч рублей ассигнациями, каковая сумма частью собрана была чрез подписки по губернии (5672 р.), а частью взнесена от орловского мещанства и купечества. Устроенному мосту Николай Иванович Шредер дал название Балашова».
Мост утонул
В ночь с 24 на 25 сентября 1828 года мост Вязмитинова рухнул и скрылся под водой. Вернемся к книге Пясецкого. «Но в ночь с 24 на 25 сентября 1828 года мост Вязмитинова потонул; при осмотре его оказалось, что дно его сгнило, и он разобран. После этого против съезда с горы в летнее время стали наводить мосты на двух или трех паромах, а с 1853 года здесь устраивается уже мост на сваях и при нем шлюз, который, удерживая в реке воду, придает тем городу величественный вид.
Уносился водою
«Вышеупомянутый коренной, или главный, мост на Оке устроен одновременно с открытием в Орле губернии. Он был утвержден на деревянных сваях, которые каждый год во время весны сбивало льдом, почему и самый мост ежегодно или разбирался, или, если не успевали разобрать, то уносился водою.
Ранее «ввиду происходившего отсюда затруднения в сообщении для жителей и излишних расходов для города» генералгубернатор князь Прозоровский предложением от 2 февраля 1782 года рекомендовал Орловскому наместническому правлению «сделать проект каменного моста на аркадах», читаем в книге Гавриила Пясецкого.
«Неизвестно, что из Орла ответили на это Прозоровскому; только вот уже прошло с того времени 90 лет, а постоянный каменный мост и доселе ожидается в Орле», писал Пясецкий в 1874 году.
«Название, усвоенное Шредером мосту, построенному против съезда на Балашову гору, заменилось другим: вместо Балашова его стали называть Банным, чему подали повод бани, находящиеся подле самого моста», сообщает автор книги.
После революции
Как считает орловский краевед Андрей Киреев, «скорее всего, мост был на этом месте и в первые послереволюционные годы. Но ближе к Великой Отечественной войне на фото можно наблюдать лишь плотину, которая была подле этого моста.
Плотина оставалась на этом месте и в первые послевоенные годы. И, видимо, была разобрана вскоре после строительства новой плотины возле орловской ТЭЦ в 1954 году. С этого времени переправы через реку в этом месте не существовало».
Планы
Проектами 1944 и 1946 годов на этом месте предусматривался капитальный автомобильный мост на новой улице, соединяющей два главных мемориальных центра города: район сквера Танкистов и площадь Победы. Мост, как и сама улица, не был реализован, пишет Андрей Киреев.
К теме восстановления моста в этом месте власти возвращались в середине 1970х годов. Был даже сделан проект пешеходного моста, выполненного по генеральному плану 1974 года. Проект был разработан Алексеем Грегулем в 1978 году. Его также не реализовали.
К идее Банного моста возвращались и в 90е годы. Вот отрывок из книги архитектора Сергея Федорова «Эпоха, памятники, люди», 2001 г.: «В 1994 году в Орле началось проектирование еще одного вантового пешеходного моста на Оке в створе Пролетарской горы. В далеком прошлом вблизи этого места были деревянный Банный мост, а потом земляная водосливная плотина. Изображения их сохранились на старинных гравюрах.
Необходимость удобной связи между Советским и Железнодорожным районами подтверждалась исторически и была обоснована в моей диссертации предложением о строительстве вантового моста еще в 1967 году. Но изыскательские работы начались только 27 лет спустя. Проект был разработан в институте «Гипростроймост» инженерами С.Н. Корневым и В.В. Пазухиным. Пешеходный вантовый мост на металлических опорах высотою 10 метров имеет общую длину 150 метров с главным пролетом 120 метров при ширине 4,5 метра. Сооружение моста поручено АО «Мостоотряд66». И снова проект не был реализован.
Наши дни
Тема строительства пешеходного моста через Оку, который должен был соединить Советский и Железнодорожный районы областного центра, активно обсуждалась в Орле в 2017 и 2018 годах. Тогда же были представлены два проекта будущего моста.
В октябре 2017 года горсовет Орла одобрил первый проект. Банный мост предлагалось сделать в железобетоне, его протяженность должна была составить более 120 метров, высота — около 6 метров, ширина пешеходной части — 5 м 20 см. Проект будущего моста разработал институт ООО «Транспроект». Общая стоимость строительства называлась в районе 300 млн рублей.
Но затем вопрос с Банным мостом был снят с повестки дня.
К нему вернулись уже при следующем губернаторе Андрее Клычкове. В ходе ежегодного инвестпослания в декабре 2023 года он сказал, что регион намерен вернуться к теме возведения Банного моста. После этого мэр Орла Юрий Парахин написал в соцсетях, что город в 2024 году займется проектированием строительства в центре Орла пешеходного моста через Оку, который уже получил название Банный мост (в честь его одноименного предшественника XIX века).
Екатерина Глазкова