Жители Орла, включая льготников, совершают в среднем 2,85 поездок в день. Сколько должен стоить проездной билет и почему количество поездок по нему нужно ограничить — эти вопросы на минувшей неделе обсуждала рабочая группа горсовета под председательством мэра Орла Василия Новикова.
Безлимит отменяется
Заместитель главы администрации Орла Артем Митасов изложил предложение городских властей: отменить общегражданский проездной билет за 500 рублей, оставив при этом электронные проездные с лимитированным количеством поездок – 20,40, 60. Что касается льготников, то с 1 января 2017 года предлагается установить льготные проездные (ученические, студенческие и для пенсионеров) по цене на один вид транспорта 300 рублей, на два вида — 400 рублей с ограниченным количеством поездок — 60. Предлагается также оставить общегражданские проездные билеты на городском электротранспорте, повысив их стоимость на 100 рублей, т.е. на один вид транспорта – 600 рублей, на два – 700.
Представители муниципальных транспортных предприятий полностью поддержали это предложение.
– В уставе ПАТП1 сказано, что предприятие коммерческое и должно приносить прибыль. О какой прибыли мы говорим, если львиную долю пассажиров, которых мы ежедневно перевозим, составляют льготные категории граждан? Мы поддерживаем решение администрации ввиду того, что оно положительно повлияет на финансовоэкономическое состояние предприятия. И у нас на предприятии, и в ТТП, и у частных перевозчиков работают граждане, которые тоже являются жителями города. И об их судьбе, в том числе, не стоит забывать, – сказал директор ПАТП1 Виктор Павлюк.
Экономика вопроса
Частные перевозчики согласились с предложением администрации только частично – в отношении отмены безлимитного общегражданского проездного за 500 рублей. Но их беспокоит вопрос финансового урегулирования стоимости льготных поездок.
– Что касается льготных проездных, то стоимость одной поездки составляет 5 рублей (300 рублей делим на 60). Действующий тариф на проезд – 16 рублей. Дотация из горбюджета на одну поездку составляет менее 1 рубля ( в октябре — менее 65 коп.) Стоимость поездки за 5 рублей 65 коп. – ниже рентабельности, порядка 10 рублей не хватает до экономически обоснованного тарифа. В связи с чем у перевозчиков, как муниципальных, так и частных, возникают выпадающие доходы. Они должны какимто образом компенсироваться, – сообщил представитель перевозчиков Максим Москаленко.
На экономической стороне вопроса заострил внимание уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области Евгений Лыкин.
– Мы должны понимать, что льготный или бесплатный билет — это виртуально. Для исполнителя услуги он все равно должен компенсироваться, финансироваться. И принимать решение без увязки с бюджетом города, в котором закладываются все эти компенсации и субсидии, невозможно. Поэтому, в первую очередь, нужно исходить из экономики, оценить возможности бюджета города. Не секрет, что сегодня он ограничен, – напомнил выступающий.
Статистика поездок
Как сообщил директор РИЦ Орловской области Владимир Емельянов, если в августесентябре невозможно было спрогнозировать количество поездок, то сейчас картина ясна. В октябре общее количество поездок по всем видам проездных составляло чуть более 2 млн 200 тыс., на 29 ноября – 2 млн 178 тыс. поездок. Произошла некая стабилизация на рынке. Кардинального роста как количества проданных проездных билетов, так и поездок не наблюдается.
По данным Института транспорта ОГУ, проводившего исследование пассажиропотока в Орле, население города, включая льготные категории, совершает в среднем 2,58 поездок в день.
Если проездной не сработал
На заседании рабочей группы перевозчики подняли вопрос о работоспособности электронных проездных. Бывает, что они не срабатывают. Что делать, если такое, к примеру, произошло с ребенком или пожилым человеком? Высаживать или везти дальше?
– Сейчас у водителей на этот счет нет никаких инструкций. Нужен четкий регламент: как ему действовать, если проездной не срабатывает, – считает предприниматель Николай Парамошкин.
Свой вариант предложил начальник отдела транспортного обслуживания населения горадминистрации Вадим Ничипоров.
– Если не срабатывает билет, пассажир должен предъявить чек на его оплату или пополнение, и тогда перевозчик обязан пассажира провезти. Если чек предъявлен, но билет не считывается, водитель должен это какимто образом зафиксировать и передать данные в конце смены перевозчику, а уже тот – разбираться с РИЦ.
– Почему проблемы административных недоработок мы перекладываем на исполнителя – в данном случае водителя? – возразил бизнесобмудсмен Евгений Лыкин. – Все согласны, что бесплатного проезда у нас нет. И если не срабатывает карта, это проблемы администраторов, которые занимаются организацией перевозок, но не водителей или контролеров.
Обеспечением работоспособности электронных билетов занимается РИЦ. Его директор сообщил, что электронная начинка у этих устройств такая же, как в банковских картах. Их производством занимается крупное российское предприятие. Гарантия на карты — год, но бывает, что их приходится заменять. Однако такие случаи составляют менее 1% от общего количества карт. И сейчас РИЦ заключает договор на выпуск электронных карт с другим крупным производителем, чтобы минимизировать такие случаи.
Обоснованность расчетов
Депутат Владимир Бутусов обратил внимание на пробел в нормативноправовых актах на местном уровне.
– Нет уполномоченного органа по расчетам тарифа, нет порядка расчетов тарифа. Поэтому финансовые вопросы не урегулированы – правовой вакуум там, где речь идет об установке тарифов на пассажирские перевозки, – отметил он и предложил создать соответствующий орган. А также призвал всех участников процесса предоставить свои расчеты по тарифам.
Его поддержали коллегидепутаты.
– Когда каждый перевозчик предоставит финансовоэкономическое обоснование повышения тарифа, когда мы сможем видеть и понимать все расчеты, тогда будем принимать решения. Иначе через 23 месяца опять придут перевозчики, недовольные еще чемто. И так будет, пока не создадим четкий порядок в вопросе тарифов, – подчеркнул Евгений Косогов.
А Тимур Нерушев напомнил, что изменение стоимости проездных затронет бюджет практически каждой семьи да и городской бюджет тоже. Поэтому решение должно быть обоснованным.
P.S. 8 декабря на внеочередной сессии Орловского горсовета депутаты поддержали решение администрации Орла об отмене безлимитного проездного и повышении стоимости проездных для льготников.
Людмила Федосова