Минувшая неделя, довольно спокойная «в реальном мире» Орла, в виртуальном пространстве ознаменовалась бурной полемикой по поводу объектов, предлагаемых для размещения в городской среде.
О чем спорим
В центре внимания интернетпользователей опять оказался эскизный проект галереи у подножия улицы Ленина. «Орловская городская» уже рассказывала об идее размещения перед Александровским мостом строения в стиле сталинского классицизма, но с элементами античности (на верхних снимках). Этот эскиз некоторое время назад был выложен для общественного обсуждения в онлайнприемной главного архитектора области Ваагна Вермишяна. И орловцы, казалось, уже все сказали, что думают по поводу галереи, которую, как тогда сообщалось, готов за свои средства в дар городу построить некий заграничный инвестор. Но стоило картинкам опять «всплыть» в соцсетях с комментарием «неужели ктото против», как страсти разгорелись с новой силой.
Горожане опять заспорили об архитектурных особенностях Орла и его истории, о том, что составляет его образ и определяет непохожесть на другие города.
Эта же тема стала основной в дискуссии об уместности установки на улице Ленина скамейки, «брендирующей» город изображением орла. Сообщение о подарке, сделанном строительной компанией «Зенит», за свой счет воплотившей замысел неизвестного автора, опять поступило из виртуальной приемной главного архитектора.
Новость, явно предполагавшаяся как позитивная, вызвала, однако, шквал критики. Большинство участников дискуссии усмотрели в абрисе фигуры орла схожесть с символом фашизма. И как бы стойко ни защищали новое творение его сторонники, какие бы исторические и стилистические параллели ни приводили, как бы ни убеждали, что силуэт птицы не имеет ничего общего с «третьим рейхом», и что за подарки принято благодарить, а не ругать, им не удалось склонить большинство комментаторов к перемене мнения. А потом «скамеечную оппозицию» поддержал и губернатор Вадим Потомский, распорядившийся убрать объект раздора с улицы.
Кто знает, как будет «красиво»
Характерно, что и в первом, и во втором спорах люди, отстаивавшие противоположные мнения, в качестве козыря использовали один аргумент – любовь к Орлу и уважение к его прошлому. Только, получается, у каждого на этот счет свои понятия.
Комуто город нравится таким, как есть («ну разве что почистить»), а комуто хочется его не просто приукрасить, но и привнести чтото новое.
При этом надо помнить, что спорщики — профессионалы или «дилетанты» – прежде всего люди. С индивидуальными особенностями восприятия окружающей действительности, собственными вкусовыми предпочтениями, уровнем образованности и воспитанности. Если честно, то среди тех, кто принимает решения об облике города, бывают и профаны. А какойнибудь незаметный человек, чей голос вообще нигде не слышен, мог бы послужить мерилом хорошего вкуса.
Вспомним хотя бы историю создания топиарной фигуры орла, много лет встречавшей гостей города на Привокзальной площади. Художники, архитекторы и дизайнеры были от его появления просто в шоке. Да и простые орловцы по первому впечатлению сразу окрестили его «чучелом из веток». А вот изготовители этого чуда и распорядители городского бюджета сочли тогда, что он хорош. И в соответствии с их представлениями орел был установлен. И постепенно так прижился в сознании, что уже его демонтаж вызвал недовольство горожан. Такова природа привычки.
На наш взгляд, самое важное в сегодняшних спорах про город — что они вообще есть и что они есть в публичном пространстве. Ведь даже не участвуя в них, а только читая чужие комментарии, люди могут сопоставить свое мнение с чьимто и мысленно примкнуть к «своим». А в следующий раз им, возможно, уже тоже будет что сказать.
Тем более, каждый новый разговор об Орле так или иначе сводится к главному вопросу: кто же всетаки должен решать, каким быть городу? Власть? Застройщики? Члены градостроительного совета? Горожане? И, кстати, если говорить о горожанах, то представители вышеперечисленных категорий тоже к ним относятся – независимо от профессии и занимаемой должности.
Кроме того, начав ввязываться в дискуссии о настоящем и будущем нашего города, мы уже пришли к пониманию, что хотим подключаться к обсуждению на самом раннем этапе — этапе возникновения идеи о какомто преобразовании. Но вообщето уже пора учиться формировать собственный запрос на эти преобразования.
Навстречу друг другу
Общественное неприятие скамейки с орлом, «похожим на фашистский», сподвигло службу главного архитектора объявить конкурс на лучшее использование образа орла в малых архитектурных формах. К участию пригласили всех неравнодушных, талантливых и «просто амбициозных» горожан и даже учредили три премии: 50, 30 и 20 тысяч рублей, а также поощрительные призы.
Рисунки и эскизные проекты принимаются до 28 февраля 2017 года по адресу: arh.press.orel@gmail.com. В письме необходимо написать ФИО автора и контактный телефон.
Правда, организаторам, возможно, придется добавить критерии, по которым будут оцениваться конкурсные работы, а также продлить сроки определения победителей. Пока оглашение результатов намечено на 1 марта, и такая торопливость уже не понравилась интернетпользователям. Кроме того, орловцы потребовали возможности выбирать лучшие работы вместе с профессиональным жюри.
«Орловская городская» будет держать читателей в курсе изменений. А пока — если у вас есть мысли, как «вписать» образ орла в городскую среду, берите в руки карандаш.
Наталья Филатова