Накануне новогодних праздников в Орле на Пролетарской горе появилась новая городская скульптура, посвященная нашему земляку, офицеру пограничной стражи Российской империи Михаилу Поспелову. Он стал прототипом знаменитого образа таможенника Верещагина из культового советского фильма «Белое солнце пустыни».
Детство в Орле
Михаил Поспелов родился в Орле 19 мая 1884 года в семье губернского секретаря Дмитрия Селиверстовича Поспелова, рассказала сотрудник Орловского госархива Лариса Кондакова. Михаил был младшим ребенком в семье и рос под присмотром старших братьев – Владимира, Александра, Андрея и сестры Анастасии.
Михаил поступил в губернскую гимназию в 1895 году, но проучился там недолго, продолжив обучение в реальном училище.
Детство нашего героя прошло в доме деда Л.К. Григоровича на углу 2й Никитской улицы (Советская ул.) и Плаутинского переулка (ул. Степана Разина). После смерти деда дом перешел в собственность его детей, из которых только мать Михаила проживала в Орле.
Позднее Поспеловы обзавелись собственным домом в Гурьевском переулке. В этом доме некоторое время проживал и Михаил Поспелов, находясь на службе в 142м пехотном Звенигородском полку после окончания Тифлисского военного училища.
«Красный шайтан»
В конце 1910 года Поспелов добился перевода из штаба расквартированной в Орле дивизии в Отдельный корпус пограничной стражи и попал на русскоперсидскую границу. В 1913 году он назначен начальником Гермабского пограничного отряда 30й Закаспийской пограничной бригады. Здесь ему пришлось бороться не только с перемещением контрабандных товаров, но и с шайками местных бандитов, которые совершали нападения на кишлаки, захватывая девушек для продажи в рабство в Персии. Подробно об этом периоде в жизни Поспелова рассказали в прессслужбе Курской таможни.
Михаил Дмитриевич был настоящим воином: прекрасно стрелял, был превосходным наездником, имел шесть императорских призов за стрельбу и вольтижировку. И при этом был настоящим отцомкомандиром: очень заботливо относился к своим подчиненным, учил их всему, что умел сам, обустраивал их быт, решал личные проблемы. Для того, чтобы разнообразить солдатский рацион, на Гермабском посту сеяли зерно, разбили сад с фруктовыми деревьями, в пруду разводили карпов.
Поспелов защищал жителей приграничных селений, а те помогали бойцам поста, видя в них свое единственное спасение от бандитов. Поспелову удалось серьезно потрепать местных контрабандистов и бандитов. «Красный шайтан» – это прозвище он получил не только за огненнорыжие усы, но и за успехи в охране порученного Гермабского участка границы.
Крепость на границе
В 1917 году во время двух революций, гражданской войны и развала солдаты с поста вернулись домой, в центральную Россию. Часть офицеров пошла воевать за белую армию, часть уехала за границу. Но Михаил Поспелов не покинул свой пост – с женой Софьей и личным переводчиком остался на опасной границе, превратив свой дом в настоящую крепость. Во дворе стоял бомбомет, на крыше пулемет. В этой крепости росли и две маленькие дочери – Лена и Вера. Попытки контрабандистов поквитаться с «Красным шайтаном» получали настолько жесткий отпор, что они отказались от планов мести.
В 1919 году Поспелов, устав от беспредела бандитов, набрал добровольцев из числа местных жителей, вооружил и обучил их, благо оружия сохранилось достаточно. Вскоре ему удалось восстановить порядок сначала на посту «Гермаб», а затем и на всем участке ответственности Гермабского отряда. Одним из самых сложных вопросов был финансовый. Денег не было, а бойцов надо было кормить. Тогда Поспелов поехал в Персию и на местном рынке продал все имевшиеся в семье дорогие персидские и туркменские ковры ручной работы.
Гроза басмачей
Летом 1919 года Красная армия освободила Ашхабад. А в декабре приказом по войскам Туркестанского фронта Михаил Поспелов назначается командиром пограничного батальона с дислокацией в Гермабе. Через полтора года он уже командует Первым пограничным полком. Полк охраняет уже всю советскоперсидскую границу. С формированием войск ВЧК Туркестана Михаила Поспелова назначают начальником первого района 35й пограничной бригады. В июле 1923 года он становится первым начальником учебной пограничной школы в Ашхабаде. С 1925 по 1933 год – участвует в разгроме басмачества в Средней Азии. Одновременно оказывает помощь академику А. Ферсману и геологу Д. Щербакову в поисках в пустыне Каракумы полезных ископаемых, где были обнаружены огромные запасы серы.
Перед Великой Отечественной войной Михаил Поспелов изза возраста и былых ран перешел на работу в пожарную охрану города Ташкента. В войне он уже не участвовал. Ушел из жизни легендарный пограничник в 1962 году, за восемь лет до выхода на экраны картины «Белое солнце пустыни».
Из жизни – в кино
Кинодраматургу Валентину Ежову на написание сценария к фильму «Белое солнце пустыни» отвели всего полтора месяца. Но Ежов к делу относился очень ответственно. Он отправился в Среднюю Азию, чтобы побеседовать с ветеранами боев с басмачами. В этих беседах и всплыло имя офицера российской пограничной стражи Михаила Поспелова, чья история очень заинтересовала сценариста. Так факты из биографии Поспелова перекочевали в историю Верещагина. Причем и внешний образ таможенника в киноленте был списан с самого Поспелова – достаточно посмотреть на его фото.
Подготовила Анна Савина