В Доме-музее В.А. Русанова можно увидеть фотовыставку Максима Мишина «Курсом на север» (6+).
Максим Мишин – доктор физикоматематических наук, профессор, член Российского географического общества и страстный путешественник.
Сделанные им снимки, вошедшие в экспозицию, представляют зрителю Север настолько прекрасным, насколько он только может быть в объективе: строгим и загадочным, чарующим, сотканным из удивительных, кажущихся подчас вовсе нереальными красок, далеким, но бесконечно манящим, располагающим к созерцанию.
Те, кому довелось побывать в тех краях, уверяют, что в полной мере передать северную красоту очень сложно, ведь ничто не сравнится с тем ощущением, которое испытывает человек, увидев ее своими глазами.
Открытие выставки состоялось 25 декабря и было приурочено ко дню рождения Домамузея В.А. Русанова.
Русанов стал первым человеком в истории, пересекшим по суше Новую Землю и достигшим Баренцева моря, он занимался исследованиями Печорского края и архипелага Новая Земля.
В 2025 году отмечается 150летие со дня рождения самого Владимира Русанова, и частица Севера, привезенная Максимом Мишиным в Орел, кажется самой логичной составляющей этого праздника. Открытие выставки стало не только красивым, со вкусом подобранным новогодним подарком для горожан. Это своего рода дань уважения, отданная Русанову, его труду и образу жизни, ведь его вклад в изучение Севера переоценить практически невозможно. Более того, после закрытия экспозиции снимки будут переданы в дар Орловскому краеведческому музею.
Во время визита в Орел Максим Мишин рассказал корреспонденту «Орловской городской газеты» о том, чем его так манит Север, и о том, что такое истинная красота.
– Путешествовать по Северу непросто физически и наверняка бывает элементарно страшно. Почему же вы делаете это?
– Каждый выбирает трудности по себе, и еще чутьчуть больше, чем может. Любой может открыть для себя частицу Севера, и еще не встречал человека, которого северная природа оставила бы равнодушным. У всех, кто впервые побывал в Заполярье, остаются очень яркие впечатления, но затем люди делятся на две категории. Одни говорят: «Это здорово!», и больше туда никогда не приезжают. Другие, кого Север уже не отпускает, возвращаются раз за разом. Страшно, да, бывает. Как же без этого? Но к физическим трудностям можно относиться как ко вполне умеренной плате за возможность увидеть своими глазами то, что никогда не увидишь из окна своего дома.
– Северная красота особенная. Кажется, что это очень трудно – выбрать конкретный кадр, снять именно его. Как выбираете вы?
– Попадая в совершенно необычный, имеющий множество составляющих, самобытный мир, сложно выбрать, чтото конкретное и однозначное. Я делаю множество кадров «для себя», которые, как правило, не демонстрирую. Затем, в течение времени, иногда весьма долгого, создаю небольшие серии работ, в которых пытаюсь передать зрителю свои впечатления. Или, в случае если работа более чем удалась, каждый зритель сам может придумать близкую ему историю, рассматривая фотографии.
Вы спрашиваете о северной красоте… Красота подразумевает гармоничность. На мой взгляд, природа во многом стохастична, непредсказуема, случайна, но все равно прекрасна. Но это уже, наверное, тема для длительной дискуссии.
– Что самое удивительное вам доводилось видеть во время путешествий?
– Вопрос, который ставит меня в тупик. В путешествиях всегда встречаешь чтото новое, ранее невиданное. Не могу сказать, невозможно выбрать чтото одно, конкретное.
– В Орле вы провели большую встречу со студентами Орловского государственного института культуры. По вашему опыту, подобные мероприятия продуктивны? Студенты готовы перенимать опыт и навыки у более опытных мастеров? Или же подобные мероприятия в большей степени важны для самого мастера как возможность этим опытом делиться?
– В связи с характером работы я довольно часто встречаюсь со студентами, и мой опыт показывает, что продуктивность складывается из нескольких факторов. В первую очередь, имеет значение степень интереса, который вызывает у студентов то, о чем пойдет речь. Если на встречу их заставляет идти администрация, смысла в этой встрече, конечно, нет никакого. Если им интересно, они сами придут, и тут уж зависит от того, как построить встречу. Вовторых, я считаю правильным хотя бы попытаться перевести встречу в формат беседы. Это позволяет понять, что для аудитории действительно важно и интересно.
Наверное, для автора такие встречи тоже важны. Это практический опыт, позволяющий разобраться как в зрителе, так и в значительной степени в себе самом, но это для меня точно не приоритет.
Анастасия Извекова