7 февраля в Информационно-выставочном центре Орла открылась персональная выставка художника Владимира Рожнова (6+).
Место силы
Владимир Рожнов пишет пейзажи, глядя на которые зритель переживает понастоящему удивительное состояние. Кажется, что можешь уловить дуновение прохладного мартовского ветра, почувствовать, как проваливается под ногами снег, ощутить запах согретого солнцем поля.
Это чувство можно принять за волшебство, однако сам художник уверен, что дело тут совсем в другом.
Владимир Рожнов родился в Кромском районе Орловской области, и детство его прошло в деревне.
– Мы всегда помогали родителям, пасли коров, работали в огороде, – вспоминает он. – Мой отец был плотником, и его инструменты были не только моими первыми игрушками. Наблюдая за его работой, я понял, как это прекрасно – создавать чтото красивое своими руками. Говорят, что можно всю жизнь провести в деревне, но так и не увидеть леса. До определенной степени это так. Ты просто живешь и не замечаешь, не обращаешь внимания на обыденность. Только после, с течением времени, когда пробуешь пожить в другом месте, в городе, учишься понастоящему ценить ту красоту, которая тебя окружает.
Осматривая экспозицию, сложно поверить, но среди выставленных полотен есть написанные буквально на одном месте, но при этом абсолютно не похожие друг на друга.
– Думаю, в этом и заключается определенное чудо природы, – продолжает художник. – Приходишь на одно место, и в какую сторону ни повернешься, открывается новый захватывающий вид. Это своего рода места силы – места, которые вдохновляют, в которых хочется работать и работать. Конечно, совершенно поособенному воспринимаются те места, где я бывал в детстве, собирал грибы или березовый сок. Это ни с чем не сравнимое тепло, которым хочется поделиться.
Свежесть впечатлений
Писать Владимир Рожнов старается с натуры.
– Конечно, чтото потом приходится доделывать в мастерской, но я стараюсь как можно больше сделать на месте, чтобы сохранить и передать свежесть полученных впечатлений, – делится он. – С каждой картиной получается поразному: одна пишется сразу, на другую требуется время. Кстати, именно с этой точки зрения мне оказалось очень интересно взглянуть на собственную выставку. Это как взгляд со стороны, и я удивился. Были моменты, которые казались мне не точными, о которых я думал, что надо их исправить. Было чтото, что я считал безоговорочно удачным. Глядя на картины, развешанные в выставочном зале, я понял, что не во всех случаях был прав. Поэтому соглашусь со всеми теми, кто говорит, что выставка – это всегда возможность чтото улучшить, увидеть сделанное на расстоянии и под новым углом.
Картины Рожнова можно не только смотреть, ими можно дышать. И в такой момент неизбежно возникает вопрос: о чем же думал автор, создавая их?
– На этот вопрос очень легко и вместе с тем сложно ответить, – говорит художник. – Сам процесс написания картины захватывает, и я погружаюсь в него полностью. Когда человек видит чтото красивое, когда он оказывается в месте, с которым у него связаны хорошие воспоминания, это, с одной стороны, вдохновляет. С другой – эмоциями, которые испытываешь в такой момент, хочется поделиться. Поэтому я бы сказал, что процесс написания картины – это процесс переживания увиденного, тех чувств, которые возникли. И уже в зависимости от их нюансов подбирается техника, подбираются оттенки.
Любовь и творчество
Талант Владимира Рожнова давно и безоговорочно признан, он – постоянный участник региональных, муниципальных и столичных выставок.
С 2001 года художник работает в детской школе искусств поселка Кромы заведующим отделением изобразительного искусства.
Поздравить учителя с открытием персональной выставки приехали и его коллеги, и уже повзрослевшие ученики.
Казалось бы, чистое творчество и неизбежную в педагогическом процессе строгость должно быть непросто совмещать, однако Владимир Рожнов и в этом не видит ни малейшей трудности.
– Как говорил один из моих учителей, главное в работе педагога – любовь, – рассказывает он. – Какими бы знаниями ты ни обладал, какую бы профессиональную категорию и дипломы не имел, все это ничто, если ты не любишь детей. А любовь – это понимание и терпение. Я из тех людей, которых называют «демократичными преподавателями», и дети прекрасно знают, что моя строгость, если она и имеет место быть, скорее напускная. Случается, что она бывает нужна всем нам, чтобы настроиться именно на рабочий лад. Но живопись, творчество – это всегда любование тем, что ты видишь, тем, что хочешь запечатлеть. Я стараюсь учить детей в первую очередь этому. Переживать увиденное всей душой и делиться этими чувствами через картины.
После посещения выставки нет никаких сомнений в том, что живописец Рожнов знает, о чем говорит. Ни дня не прожившему в деревне горожанину может казаться, что одно поле ничем не может отличаться от другого, а две березовые рощи в разных концах Орловской области похожи так, что не отличишь.
Картины Владимира Витальевича сами по себе развенчивают это заблуждение. Зритель убеждается в том, что каждый пролесок, каждый луг индивидуальны так же, как индивидуальны люди. Просто их, точно так же, как людей, нужно узнать, присмотреться к ним внимательнее и, может быть, стоит сделать это с какогото нового ракурса.
Выставка будет работать в Орле до 25 февраля.
Анастасия Извекова