25 февраля исполнилось бы 80 лет со дня рождения Михаила Скоробогатова (1945-2021) – нашего земляка, выдающегося архитектора, реставратора, историка, просветителя и гражданина.
Параллельно с интенсивной проектной работой он ярко и глубоко высказывался в прессе по текущим и «вечным» вопросам градоустройства и сохранения культурного наследия. Своими развернутыми статьями Михаил Борисович аргументированно и решительно защищал наш город от любой пошлости, безграмотности и дилетантизма, считая их первыми врагами красоты и ясности городского пространства. Статья, выдержки из которой мы предлагаем ниже, была написана им в 2007 году.
…Железным катком XX век прошелся по культурному наследию Орловщины. Вандализм пролеткультовцев в 2030е годы, тяжелые утраты в Великую Отечественную войну, агрессивный атеизм 60х и «просвещенный вандализм» реконструкций памятников истории и культуры в последние 15 лет, продолжающийся по сей день, безжалостно стерли с лица орловской земли более 85% культовых и гражданских сооружений, построенных талантом и трудом наших предков.
…Оставим в стороне предложенные разработчиками обсуждаемого Генерального плана г. Орла до 2025 г. положения по функциональной организации городской среды, транспортно-планировочной реорганизации города, инженерные сети, строительство новых районов «Гать» и «Пробуждение». Озабоченность и тревогу орловской общественности вызывает пункт 5 «Гармоничное включение памятников истории и культуры в структуру города». Не понятно, что во что включить? Памятники в структуру многоэтажных новостроек или все-таки речь о гармоничном включении новых зданий в существующую застройку с их полной архитектурно-эстетической увязкой с исторической средой?
Только по заголовку п.5 можно сделать вывод, что заказчик генерального плана выражает интересы застройщиков-инвесторов, не задумываясь о проблемах сохранения историко-культурного наследия. …Охранные зоны и зоны регулирования застройки, историко-опорный план – это основа, опираясь на которую возможна разработка генерального плана исторического города без нанесения ему ущерба.
…Со сносом малоценных ветхих или аварийных зданий в центре города при грамотном подходе всегда есть возможность постановки новых зданий с их полной архитектурно-эстетической увязкой с окружающей средой. Далеко не все отдельно стоящие столетней давности здания ценные. Оценки значимости и критерии необходимости их сохранения должны быть всегда глубоко и всесторонне мотивированы. Выводы по консервации, реставрации, реконструкции или сносу должны быть аргументированно доказаны, обоснованы и подкреплены исторической документацией с полной фиксацией современного состояния. Реконструкция рядовой, но прочной застройки может приветствоваться, но реконструкция памятников истории и культуры – есть «просвещенный вандализм». Реконструкция – понятие прямо противоположное реставрации. Применять этот вид работ на памятниках недопустимо, это противоречит всем методическим нормам и положениям, принятым в РФ, всей практике реставрационных работ. Реконструкция – это перестройка памятника, относящегося к тому или иному архитектурно-художественному стилю. В результате реконструкции памятник как произведение искусства той или иной значимости утрачивается. В наследство остаются лишь ветхий строительный материал и функционально полезная площадь. Особенно губительна с нравственной стороны реконструкция православных церквей с использованием современных строительных материалов и модного отделочного ширпотреба.
Реконструкция или перестройка памятников в Орловской области в последние годы активизировалась, стала коммерческой деятельностью и с каждым годом набирает темп. Генпланами перспективного развития исторических городов РФ в обязательном порядке предполагается согласно графику реставрационных работ консервация, фрагментарная реставрация или полная комплексная реставрация всех сохранившихся на территории города недвижимых памятников истории и культуры. Ни о каких реставрационных мероприятиях до 2025 г. разработчиками Генерального плана не было сказано ни единого слова, как будто памятников нет в природе.
…Карманные чиновники от культуры, чьи прямые должностные обязанности – спасение и сохранение культурного наследия, по существу стали его первыми разрушителями и могильщиками. Они не просто самоустранились от своих прямых обязанностей в деле спасения и сохранения недвижимых памятников истории и культуры, а прямо и непосредственно участвуют в их реконструкции; выполняя желания застройщиков, снимают с охраны памятники, расчищая площадки под строительство элитных домов. Из 52х памятников, на которые существуют авторские проекты реставрации, 13 памятников уже утрачены. В Орле снесены дом Марко Вовчок (Велинской) XIX в., дом И. Дубровинского XIX в., дом писателя Б. Зайцева XIX в., и др. В январе 2007 г. ночью разобрали усадебный дом внука декабриста А.И. Пущина (ул. Октябрьская, 42а) – «ночью все черти наружу…».
Этот дом – редчайший образец неоклассической архитектуры, где главным мотивом декора фасада являлся так называемый «звериный стиль». Но самую тяжелую утрату понес Орел с разрушением дома М. Бахтина (проектной документации на реставрацию дома нет). Дом, где родился и жил М. Бахтин, при определенных условиях мог получить гранты на реставрацию, могли быть объединены усилия сорока Бахтинских центров, разбросанных по всему миру. Созданный на основе этого дома центр Бахтина в Орле мог бы поднять престиж не только Орловщины, но и всей России. Чиновники решили иначе: историческое здание снесли, а на его месте построили элитное здание на продажу с вывеской «Ресторан «Очарованный странник». Русские люди по определению это сделать не могли, свершили это временщики, «иностранцы в собственной стране». О таких говорят: «Они так горячо любят Россию, что готовы сжечь ее». Этим сносом власть навечно внесла свои имена в историю Орловщины. Памятники архитектуры города Орла не относятся к общепризнанным шедеврам русского зодчества, но, вбирая в себя разные архитектурные школы и направления, стали сами по себе представлять архитектурноисторическую, этнографическую и градостроительную ценность.
Гости Орла отмечают интимный провинциальный характер города, весьма уютного и соразмерного человеку, не угнетающего массой каменных массивов. Городу Орлу самой судьбой даровано великолепное природно-ландшафтное окружение, в умелых руках синтез природных данных и градостроительных преобразований может дать замечательные результаты. Орловщина – литературная Мекка России XIX века.
…Знаменитые писатели XIX в., прославившие Орел, воспитывались на истинно народном, глубоко национальном зодчестве. Архитектурное наследие Орловщины – материальное свидетельство высококультурного уровня народа, высокой духовности и нравственности наших далеких предков.
М. Скоробогатов, архитекторреставратор