С 2026 года повысится МРОТ и увеличатся пособия. Что еще нового нас ждет?
Эксперты считают, что 2026 год может стать переломным с точки зрения социальной поддержки родителей: государство расширяет свои обязательства, а семьи обретают более четкие и значимые финансовые перспективы в самый важный период их жизни. С 1 января 2026 года в России повышается как МРОТ, так и прожиточный минимум. Это напрямую влияет на назначение или продление единого пособия на детей до 17 лет и беременным женщинам. Но это не все изменения, которые ожидаются.
Так, с 1 февраля 2026 года традиционно пройдет индексация других ключевых выплат. Единовременное пособие при рождении ребенка увеличится, материнский капитал на первого ребенка вырастет примерно до 737 тыс. рублей, а на второго — до 974 тыс., если семья не получала его ранее.
Продолжит действовать пособие для малообеспеченных семей. Запланированы и новые меры поддержки семей с детьми, в том числе семейные выплаты, которые с 2026 года смогут получать семьи с невысокими доходами, где растут двое и более детей. Об этом 8 декабря заявил Президент РФ Владимир Путин на Заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Это позволит ежегодно возвращать часть уплаченного налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В отличие от привычных налоговых вычетов, этот возврат будет производиться не через налоговую инспекцию, а из Социального фонда (СФР).
Президент Владимир Путин подчеркнул, что введение новых инициатив обусловлено демографической ситуацией и падением уровня рождаемости. С этого года уровень рождаемости стал одним из критериев оценки деятельности руководителей субъектов Федерации, что делает поддержку семей не разовой мерой, а элементом государственной политики.
Пересчитают пенсии и многодетным мамам с пятью и более детьми. В Отделении Соцфонда по Орловской области уже начали прием заявлений. По заявлениям, поданным в декабре, перерасчет пенсии будет сделан с 1 января 2026 года. В бюджете Социального фонда на 2026 год, который утвержден федеральным законом и подписан президентом, заложены необходимые средства на повышение выплат.
«По предварительным оценкам, сегодня в России свыше 410 тыс. женщин, чьи дети ранее не учитывались при назначении пенсии. Изменения, вступающие в силу с нового года, наглядно иллюстрируют, как растет значимость появления детей у женщин в глазах государства. Если в 2002 году в стаж засчитывали уход за двумя детьми, то в 2013 году стали включать трех детей. В 2015 году для этих целей учитывались уже четверо детей. На данный момент принято решение о снятии ограничений по количеству детей», – отметил глава Социального фонда России Сергей Чирков.
При подаче электронного заявления через «Госуслуги» следует выбрать «Перерасчет размера пенсии». Далее мама указывает вид пенсии для перерасчета: страховую по старости или страховую по инвалидности. В качестве основания пересмотра выплат выбирается «Иное основание». В открывшемся поле нужно указать «Учет в стаже периодов ухода за детьми» с перечислением ФИО и даты рождения всех детей.
Новый порядок предусматривает, что при оформлении пенсии начнут учитывать пятого, шестого и всех следующих детей в семье. За них мама получит не только стаж, но и пенсионные коэффициенты. Это 2,7 коэффициента за первого ребенка, 5,4 коэффициента за второго и по 8,1 коэффициента за третьего и каждого последующего ребенка.
– Особенность новых правил заключается в том, что они распространяют свое действие не только на женщин, которые начнут выходить на пенсию с 2026 года, но и на тех, которые уже получают пенсионные выплаты. Специально для них Социальный фонд заранее открыл прием заявлений о перерасчете пенсии. В Орловской области право на перерасчет пенсии с 2026 года появится у 1236 орловских женщин, – рассказали в региональном Отделении Соцфонда.
Кроме того, с 1 января 2026 года у каждого трудоспособного члена семьи, которая хочет получать единое пособие, доход за предыдущий год должен быть не меньше 8 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Об этом говорится в Постановлении Правительства № 1928 от 28 ноября 2025 года. Сейчас же у каждого трудоспособного члена семьи должен быть доход не меньше 4 МРОТ за предыдущий год. Если в какието месяцы была уважительная причина не работать, то допускался меньший доход.
Глава государства также сообщил о внедрении в текущем году корпоративного демографического норматива. Он позволяет усилить участие бизнеса в достижении демографических целей. В частности, с начала 2026 года увеличится размер материальной помощи, которую работодатель сможет выплачивать сотрудникам при рождении ребенка и которая не будет облагаться НДФЛ и страховыми взносами. Она составит до одного миллиона рублей. Ранее сумма такой выплаты составляла до 50 тысяч.
Анна АЛЕКСАНДРОВА