Депутаты хотят найти оптимальный вариант развития городского пассажирского транспорта
В истекшем году в сфере пассажирских перевозок в Орле произошли существенные перемены. Проведена оптимизация муниципальных регулируемых маршрутов, прошли новые конкурсы на право работы на них, «газели» на улицах сменили более вместительные автобусы. Разработаны новые транспортные схемы, на сессии горсовета принята, пока, правда, в первом чтении, программа развития транспортной инфраструктуры города до 2025 года. А скоро появится еще один важный для отрасли документ – Концепция развития городского пассажирского транспорта. Ее проект буквально накануне Нового года, на последней в ушедшем году сессии, представил депутатам в общих чертах председатель комитета горсовета по экономической политике и развитию предпринимательства Владимир Бутусов.
Сначала – агломерация
– У нас два варианта, – поставил коллегам ультиматум Владимир Бутусов. – Либо ждать транспортного коллапса, либо искать способы решения проблемы.
По расчетам Владимира Петровича, уже к 2025 году количество автомобилей в Орле достигнет 500 единиц на тысячу жителей, или в сравнении с сегодняшним практически удвоится. Можно представить, что будет твориться на улицах областного центра, если сейчас ничего не предпринять. Причем эти действия должны быть последовательными, основанными на системном анализе.
Бутусов не просто агитировал за концепцию, но и наглядно демонстрировал диаграммами, к чему приводит превышение транспортной массы над пропускной способностью дорог, насколько важна продуманная организация перевозок.
Если в пиковые периоды транспортные средства в значительной степени переполнены, существенно увеличивается время ожидания пассажиров на остановочных пунктах, возрастает время доставки пассажиров, провоцируется рост частного транспорта на улично-дорожной сети, что еще более осложняет сложившуюся ситуацию. Вот такая цепочка.
А концепция, по расчетам Бутусова, все расставит на свои места. Областному центру она сулит снижение количества ДТП на 15%, снижение нагрузки на транспортную сеть – на 12%, рост регионального годового валового продукта – до 9%, увеличение поступлений в бюджет за счет автофиксации нарушений ПДД – на 25%, сокращение жалоб на работу транспорта – до 60%.
Правда, чтобы добиться таких результатов, как пояснил депутат, необходимо создать своего рода агломерацию (объединение с городами-спутниками), предположительно численностью в 500 тыс. человек, сконструировать с ними единый экономический каркас, разработать в границах агломерации комплексные схемы организации автомобильного движения.
Впрочем, кроме теории, в выступлении докладчика были и конкретные предложения. Например, как увеличить пропускную способность Красного моста – одного из самых узких мест в транспортной схеме города. Как вариант, Бутусов считает возможным убрать тротуары и таким образом увеличить количество полос движения для автомобильного транспорта. Сейчас, когда заявлено о строительстве неподалеку от этого места нового пешеходного моста, такая идея не кажется невыполнимой. Есть еще вариант – пустить трамвай по другим улицам и таким образом освободить центральный мост. Но это, уж точно, идея не для ближайших лет.
А Бутусов призвал уже в 2017-м выделить средства на полномасштабное обследование агломерации для принятия качественных нормативных актов, в числе которых разработка также транспортной стратегии, создание транспортной модели агломерации. Предполагается, что сама концепция будет содержать более тысячи составляющих.
Спуститься на землю
Поначалу подумалось, что уже одно только упоминание о странной конструкции – «агломерации» поставит крест и на самой концепции. Оказалось, нет. Активно поддержал коллегу депутат, директор муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия Александр Коровин, отметивший, что он и сам на протяжении многих лет поднимает эту тему, только в более широком масштабе.
– Изучить потоки передвижения населения, а потом в зависимости от проезжей части решить, какой транспорт там можем пустить, – поделился директор ТТП рецептом решения проблемы. – Для того, чтобы перевезти 50 тысяч человек в одном направлении, трамваю нужна ширина проезжей части всего 8,5 метра, а для автобусов – 35 метров. Вот вам и пробки, и все остальное.
– Концепцию надо принимать обязательно, – считает и депутат Тимур Нерушев. – Она позволит нам понять, куда идти. Сейчас такой документ формируется на региональном уровне. И у нас есть шанс выразить свое мнение по этой тематике, чтобы наша разработка очень органично вошла в концепцию субъекта.
А вот депутату Владимиру Ветрову не понравилось в концепции изобилие ученых фраз: «качественные матрицы корреспонденции», «ситуационное адаптивное управление», «архитектура индикаторов эффективности».
– Хотя я тоже транспортник, но ничего из того, что здесь написано, не понял, – признался Ветров. – Давайте спустимся на землю. Нам нужно сначала определиться: муниципальный транспорт нужен или нет? Как должен развиваться коммерческий транспорт? Кроме того, я не понимаю, почему депутаты хотят заменить собой целое профильное управление администрации?
Вариант – реалистичный
Профильное управление, вернее, возглавляющий его замглавы администрации города Роман Игнатушин обозначил свою позицию деликатно, но твердо, заявив, что у города на сегодня есть все необходимые документы для развития транспортной сферы. А предлагаемая концепция должна быть основана на Генплане города, в котором пока так и не проведены нужные корректировки. Кроме того, в настоящее время на рассмотрение в Госдуму РФ внесен проект закона об организации дорожного движения. Хотелось бы, чтобы требования, которые будут предъявлены в этом законе, нашли отражение в концепции.
Не удержался от комментария и глава администрации города Андрей Усиков.
– Перед нами два варианта действий – фантастический и реалистичный.
Мы предпочитаем реалистичный. Поэтому заключили договор с Павловским автозаводом на закупку в лизинг ста автобусов и еще пятьдесят старых обменяем на новые. Будем контролировать каждый автобус при выезде и въезде.
А программы можно рисовать на бумаге любые. Но эффект они принесут тогда, когда подтверждены финансово.
– Здесь только и слышишь про деньги. Но никто вам деньги не даст, если у вас не будет документа, – бросился на защиту своего детища Бутусов.
Спор готов был вспыхнуть заново. Но всех успокоил мэр города Василий Новиков, предложивший поручить специалистам администрации Орла поработать над содержанием концепции и после этого вновь вернуться к ее обсуждению. Отвели на это два месяца.
Борис МУТАФ