В годы Второй мировой войны многие русские эмигранты в тяжелейший период нацистской оккупации Франции поднялись на борьбу с фашизмом
Окончание. Начало – в № 4 (338) от 3 февраля 2017 года.
С винтовкой в руках
Из воспоминаний Николая Васильевича: «…Через две недели нас перевезли в Ливерпуль. В порту мы погрузились на транспортное судно и отплыли в Африку, в Сенегал. Де Голль рассчитывал превратить эту французскую колонию в базу для развертывания своего движения… В Дакаре высадиться не удалось. Высадились мы в ПоэнтНуаре, а оттуда добрались поездом до Браззавиля. В походном строю мы двинулись в Палестину через полАфрики, чтобы помешать немцам захватить Сирию. Все это время у меня было такое чувство, что Россия не останется в стороне от войны. Так оно и вышло. Когда Германия напала на Советский Союз, я утвердился во мнении, что поступил правильно, взяв в руки винтовку…». В бою за городок Понтекорво Николай Вырубов получил первое ранение. Пуля пробила руку и угодила в сердечную мышцу, врачи не стали его оперировать, опасаясь летального исхода. В память о тяжелом ранении в Италии в сердце Николая Васильевича навсегда осталась немецкая пуля.
В представлении к награде за тот бой сказано: «…Блестящий унтерофицер русского происхождения… Прекрасный воин, воплощающий самый высокий дух служения Франции, своей второй Родине».
На удивление быстро Николай Васильевич оправился от тяжелого ранения: через две недели он был уже в строю.
Второй раз его ранило под Тиволи возле Рима: сначала пулей в кисть руки и тут же осколком снаряда в ногу. На этот раз его отправили в госпиталь в Тунис. Это было летом 1944 года.
Выйдя из госпиталя, Николай Вырубов предпринял попытку както послужить и своей первой Родине. В Алжире пришел в советское консульство, назвался русским солдатом, но советские представители не нашли ничего лучшего, как предложить Вырубову «послужить», сотрудничая с «органами». «Это вы французам служите. Если хотите действительно быть полезным России – поработайте на нас». От работы на «органы» Вырубов отказался. «Я ушел растерянный и оскорбленный после этого знакомства с советскими властями».
Но, возможно, именно это «знакомство» уберегло Вырубова от другой непоправимой ошибки. Сразу после войны Советский Союз стал агитировать своих бывших граждан к возвращению на Родину. И, конечно, тоскующие по России эмигранты первой волны стали возвращаться. Вырубов, в отличие от более доверчивых соплеменников, игру советской власти не принял. Впоследствии он приезжал в советскую Россию, в Москву и Ленинград, в составе делегации французского правительства.
Но вернемся к событиям Второй мировой войны.
В августе 1944 года войска под командованием генерала де Голля высадились на юге Франции. В этом же году Николай Вырубов получил из рук Шарля де Голля одну из высших наград страны – крест Освобождения. Этот орден за всю историю Франции получили около тысячи человек, и только двое из них – русские.
Гражданин Франции
Став французским гражданином, в 1946 году он был избран председателем, в 1947м почетным председателем Содружества резервистов французской армии.
Весь послевоенный период жизни Николая Васильевича был так или иначе связан с Россией и русскими. Он работал в различных структурах ООН: сначала переводчиком, участвовал в Нюрнбергском процессе, затем – чиновником по соцвопросам. В 1948–1950 гг. находился в английской оккупационной зоне в Германии и работал с советскими беженцами. Затем как представитель Верховного комиссариата по беженцам жил в разных странах: в Корее, Австрии, Англии. В 1958 году, когда генерал де Голль вновь пришел к власти, Николай Васильевич вернулся во Францию и состоял в его координационном штабе. Службу он закончил помощником министра по вопросам так называемых возвращенцев из Северной Африки.
В 1966 году после смерти отца Николай Васильевич возглавил Земгор (Российский земскогородской комитет помощи российским гражданам за границей) – самую большую русскую эмигрантскую благотворительную организацию во Франции.
В 1996 году, в день 56й годовщины призыва генерала де Голля, Николая Васильевича Вырубова возвели в ранг командора ордена Почетного легиона. Высшую награду страны ему вручил Президент Франции Жак Ширак.
Брак
Женщины, знавшие Николая Вырубова в пору его молодости, через много лет с неизменным восхищением вспоминали благородного русского, который вел себя с дамами, «как настоящий Романов». Он собирался жениться на примебалерине КовентГардена Маргарет Фонтейн, но их браку не позволил состояться отец Николая.
Однако фотография Маргарет висела на стене его кабинета многие годы. По понятным причинам он опускал подробности своих отношений и с дочерью первого Премьерминистра Индии Джавахарлала Неру Индирой. Молодые люди хотели пожениться, но отец снова не одобрил выбор сына. Наконец, судьба подарила ему Сабин де Ноай, ставшую для него женой, другом и помощником.
Верой и правдой служил России
86 лет из своих 94 Николай Васильевич прожил во Франции, но всегда оставался русским. Он избегал пышных разговоров о патриотизме, считая это чувство сугубо личным. Октябрьский переворот 1917 года пытался лишить его Родины, а он сохранил ей верность: «Родина — это та, которой ты принадлежишь, а не та, которая принадлежит тебе. Я принадлежу своей Родине, как бы она ко мне ни относилась. Это — на всю жизнь, так относятся к матери».
Пережив двадцатый век на девять лет, став свидетелем становления и разрушения советского строя (кстати, Николай Васильевич резко отрицательно отзывался о развале СССР и считал, что раскол страны в очередной раз обессилил Россию), Вырубов с горечью писал: «Знаете, за что я невзлюбил большевиков? Нет, не изза политических или идеологических разногласий, а потому, что мне пришлось жить здесь, а не на моей Родине. Если бы мой отец мог спокойно жить и работать в советской России, не бояться за себя и своих близких, ходить на службу, получать зарплату, то он остался бы в Советском Союзе…».
Полное боли «не надо было нас прогонять» пронизывает и последние статьи Николая Васильевича, где та же вечная парадигма: Восток и Запад, этика и политика, особый русский путь в европейской цивилизации.
Николай Васильевич делал все, чтобы на его Родине сохранилась добрая память о русском дворянстве. Ощущая ответственность за тургеневское и фетовское наследие, он всячески поддерживал доммузей Тургенева в Буживале и принимал опосредованное участие в восстановлении храма над могилой Фета в Клейменове.
В 90е годы Вырубов передал в Орловский литературный музей им. Тургенева, музей Пушкина в Москве, Государственный музейдворец «Павловск», Константиновский дворец в СанктПетербурге сотни произведений искусства, книг и документов, связанных с русской историей и русской эмиграцией.
Скончался Николай Васильевич Вырубов 13 августа 2009 года в возрасте 94 лет. Кавалера креста Освобождения, командора ордена Почетного легиона, русского дворянина Николая Васильевича Вырубова Франция провожала в последний путь под звуки «Марсельезы» со всеми почестями, которые эта страна воздает своим героям.
Прощальная месса проходила в церкви Св. Людовика. Гроб кавалера креста Освобождения был покрыт французским флагом, а служба была православная. Похоронен Николай Васильевич Вырубов на русском кладбище среди родных могил. Любовь к России он унес с собой под березы СентЖеневьевдеБуа.
Марина Самарина, член Союза журналистов РФ